Аналитика
28.01.2011
Интернет наполнен мнениями о проблемах России, терактах, политике, бандитизме, коррупции. Адекватные мнения я затрагивать не буду, они не нуждаются в комментариях. Они радуют и вселяют надежду, что не так все плохо. Но большинство отзывов и мнений меня «пугают». Пугают тем, что люди совершено, перестали думать своей головой, а занимаются только поиском виноватых в своих собственных проблемах.
27.01.2011
Сегодня 26 января 2011 г. – день траура, день скорби по жертвам чудовищного теракта в аэропорту Домодедово.
19.01.2011
В городе Колчестер, который расположен в графстве Эссекс и считается самым древним городом на Британских островах, власти намерены обустроить специальные зоны для пьющих жителей. Эта инициатива была разработана членами местного городского совета.

Все новости

Каледарь

Все новости

Роль научного обеспечения в противодействии молодежному экстремизму и терроризму

26.11.2010

 Сериков А.В.

г. Ростов-на-Дону

 Молодежный экстремизм как приверженность крайним взглядам и действиям в современных российских условиях стал повседневной реальностью нашего существования. Проблема борьбы с молодежным экстремизмом становится общегосударственной сложной и многоаспектной задачей. Нельзя игнорировать комплексный характер этой проблемы.

Основными источниками молодежного экстремизма в России являются, прежде всего, социально-политические факторы: кризис социально-политической и экономической системы; социокультурный дефицит и криминализация массовый культуры; распространение социальных проявлений «ухода от жизни»; отсутствие альтернативных форм проведения досуга; кризис школьного и семейного воспитания. Все это позволяет утверждать, что основной круг проблем, с которыми приходится иметь дело молодежи в России, лежит в сфере конфликтных отношений, прежде всего в семье и в отношениях со сверстниками [1].

В целом для всех молодежных групп свойственно тревожное социально-психологическое состояние, превалируют чувства опасности и безразличия к происходящим среди молодежи криминогенным процессам. Согласно теории Мертона, доминирующими реакциями на воздействие аномии являются: конфоризм, инновация, ритуализм и мятеж. При этом предполагается, что конформизм, выступая в качестве единственного вида не девиантного поведения, не абсолютно противоположен девиации - между ними не существует непреодолимого барьера, и индивиды довольно свободно могут мигрировать из одной формы социальной адаптации в другую. Государство, предоставив свободу экономического и иного поведения, пока оказалось не в состоянии выработать и применить на практике действующего эффективную систему политических и правовых институтов, которые были бы способны сдерживать деятельность граждан в рамках закона, породив криминальные отношения в экономике, оказав негативное влияние на преступность. Таким образом, налицо явные признаки того, что общество криминализируется, а значит – культурно деградирует. Одна часть молодежи «погружается» в мир криминальных отношений, а другая пытается изолироваться от этого мира.

В целом для всех молодежных групп свойственно тревожное социально-психологическое состояние, превалируют чувства опасности и безразличия к происходящим среди молодежи экстремистским процессам. Происходящая в стране резкая дифференциация материального положения семей обусловливает криминальный настрой. Этот настрой должен быть нейтрализован обеспечением реальной возможности честным путем достичь благосостояния или иных успехов для себя и своих близких.

Молодежный экстремизм как приверженность крайним взглядам и действиям в современных российских условиях стал повседневной реальностью нашего существования, превратился в тормоз демократического развития общества и угрозу безопасности страны. В этой ситуации проблема борьбы с экстремизмом становится общегосударственной сложной задачей, которая требует решения на междисциплинарном, мультипарадигмальном уровне, включающем в себя социальный, философский, политологический, правовой и иные аспекты.

На молодежный экстремизм можно воздействовать. Можно выявить кризисные группы, носителей экстремистского потенциала, вычленить их характеристики. И даже привязать их к конкретным типам личности (что важно для конкретной работы). Можно, прямо или косвенно воздействуя на среду обитания людей, снижать уровень экстремизма. Можно также на основе расчетов прогнозировать не только вспышки, но и специфику их проявлений.

По мнению профессора Козлова А.А., большую роль в этом может и должна играть система образования, не просто сообщающая ученику знания, но в определенном моральном контексте. Кроме того, система образования несет в себе пока не неиспользованный потенциал социального контроля и в определенной мере санкций. Причем в самые решающие для развития личности возрастные периоды. Ведь, помимо прочего, экстремист – в сущности, нравственный недоросль, моральный троечник. А социальные основы экстремистского потенциала закладываются в раннем детстве и во многом оформляются в юности. Вот почему еще раз приходится говорить о необходимости возвращения к всеобщему, обязательному и бесплатному полному среднему образованию. А само образование провозгласить и законодательно оформить категорией гражданского долга [2].

Универсальных методов борьбы с таких многоплановым и сложным явлением, как молодежный экстремизм, не существует. Профилактика каждого вида экстремистских проявлений требует особого подхода. Он складывается из комплекса мер, которые лишь в совокупности могут дать желаемый результат. Эффективность этих мер определяется реальной государственной молодежной политикой, доходящей до каждого молодого человека, способствующей его самореализации и повышению жизненного уровня. Немаловажным условием для повышения эффективности принимаемых мер является соблюдение в стране социальной справедливости и формирования институтов гражданского общества [3].

Очевидно, что профилактика молодежного экстремизма требует системного и научного обеспечения. К сожалению, несмотря на обилие научных публикаций и диссертаций по проблемам экстремизма и терроризма, на Юге России не проводится всесторонний мониторинг молодежного экстремизма, терроризма, других форм растущей агрессивности молодежи в бытовой, политической и иных сферах публичной жизни. В большинстве публикаций речь идет о молодежной возрастной когорте вообще или профессиональной группах (студенты, безработные и т.д.). Выявлять социальный, социально-психологический портрет «среднего» экстремиста необходимо, но недостаточно для эффективной профилактики социальных девиаций.

Давно назрел детализированный анализ состава экстремистских групп и сочувствующего окружения: выявления возрастных когорт в диапазоне от 15 до 30 лет, этническая, конфессиональная идентификация, политические взгляды, уровень образования и его характер, семейное положение, уровень и происхождение доходов, побудительные мотивы, психотип, механизм вовлечения в организованный или стихийный экстремизм и т.д. Только детализированная типология экстремизма и терроризма на Северном Кавказе, которые, на наш взгляд, нельзя сводить к этноконфессиональному, позволит разработать дифференцированный подход к каждой из групп экстремистски настроенной молодежи, выявить группы риска и осуществлять соответствующие технологии по профилактике данных взглядов или подавления профессиональных террористов и банд подполья. Без определения целевой аудитории гуманитарные технологии профилактики экстремизма будут малоэффективными, если не безрезультатными, а полицейские методы, не носящие точечного характера, провоцировать новые группы молодежи на насильственные ответные акции, превращая умеренных радикалов в экстремистов и террористов.

Научное обеспечение могут осуществлять существующие в субъектах РФ на Юге России центры и лаборатории в ВУЗах и НИИ: независимые научные организации при условии согласования подходов, координации деятельности, открытия допуска к судебно-следственным материалам. Заказчиком такого рода исследований и мониторинга должны быть органы федеральной и региональной власти, а часть программы исследований – носить закрытый характер.

В плане социально-педагогической работы важно своевременное выявление семей, находящихся в социально опасном положении, оказание им соответствующей социально-правовой помощи, включая материальную помощь, помощь в трудоустройстве родителей и подростков, улучшении жилищных условий, медицинском обслуживании, обеспечения детей бесплатными дошкольными учреждениями, бесплатными школьными учреждениями, бесплатным школьным питанием, а в случае необходимости временное помещение детей в школы-интернаты, санаторно-лесные школы и т.д. и как крайняя мера – лишение родительских прав. При этом чрезвычайно важно, чтобы система социально-правовой помощи и охраны срабатывала своевременно и охватывала все нуждающиеся в такой помощи семьи, имеющие детей с новорожденного возраста и до совершеннолетия.

Экстремистское поведение молодежи как вид социальной активности, связанной с нарушением норм уголовно-правового характера, следует анализировать с использованием методологического инструментария теорий социальной девиации, выявляя особые характеристики субъекта, обусловленные возрастными психосоциальными особенностями, спецификой социально-экономического и общественно-политического статуса, динамизмом эмоциональной сферы и тем, что духовный мир, а, следовательно, ценностные структуры сознания находятся в состоянии становления (социализации).

Направлений профилактики экстремизма может быть два: первое – воздействие на личность, второе – воздействие на среду формирования и воспитания личности. В первом случае речь идет о значительном наборе вопросов, связанных с проблематикой и формирования и развития личности, начиная с раннего возраста. Психологам и педагогам хорошо известны следствия неблагоприятного воздействия на детей и значение такого воздействия на формирование агрессивной личности. Говоря о второй составляющей – о воздействии на среду формирования и обитания людей, и особенно молодежи, следует отметить пока полную неспособность государства и общества активно конструировать позитивные среды развития и обеспечивать их должное сопровождение. Не менее важной является работа по подготовке кадров, участвующих в работе по борьбе с экстремизмом и в профилактической деятельности.

В заключение следовало бы особенно подчеркнуть важность тесного взаимодействия на научно обоснованной платформе всех государственных и общественных структур, политических партий, средств массовой информации в работе, направленной на профилактику преступлений и устранение иных угроз безопасности личности, общества и государства, воспроизводимых политическим экстремизмом. 

Литература


1. Добаев И.П., Сериков А.В., Соколов А.В., Черноус В.В. Экстремизм и межэтнические отношения в молодежной среде России.   Ростов-на-Дону, 2009.   С. 84.

2. Козлов А.А. Об определении экстремизма // Экстремизм в среде петербуржской молодежи: анализ и вопросы профилактики.   СПб., 2003.   С. 27.

3. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции.   М., 2009.   С. 213.



Оставить комментарий (0)

Имя:
Комментарий:
Код подтверждения: