- 09.02.2011Четыре мощных взрыва прогремели в Пакистане
- 09.02.2011Разговор о терроре в закрытом режиме
- 09.02.2011Задержаны четверо сообщников террориста из "Домодедово"
- 09.02.2011В. Васильев: По делу о теракте в Домодедово есть еще трое арестованных
- 08.02.2011Медведев: Россия будет союзником стран, которые противостоят террору
- 08.02.2011Группа террористов нейтрализована в Башкирии
- 08.02.2011Исламские вузы Туниса и Египта все больше превращаются в трибуну ваххабитов, считают во Всероссийском муфтияте
- 08.02.2011В Рунете появились "кибердружины", следящие за контентом
Терроризм как маркер духовной болезни общества
26.11.2010
Фоминичев А.В., Звездина Г.П.
г. Ростов-на-Дону
Террор - латинское слово, означающее страх, ужас. И хотя устоявшегося определения терроризма в философии и психологии не существует, о чём говорит отсутствие его в современных философских и психологических словарях, можно определить терроризм как насаждение в обществе атмосферы страха и ужаса, посредством проведения антисоциальных акций, направленных на дестабилизацию общественного устройства, грозящих членам общества вероятной смертью, потерей близких, и ставящих под угрозу сохранность личного благосостояния, с целью получения определенных выгод для организации или группы лиц проводящей террористический акт. Современный терроризм имеет несколько специфических основных характеристик, которые отличают его от других форм проявления радикализма. Сознательно, целенаправленно и систематически применяется сила против не участвующих в борьбе - простых обывателей, поселить чувство страха и дезориентировать которых проще всего. Китайская поговорка «Убить одного и запугать сотни» в точной мере относится к этому воздействию. Современный терроризм самым тесным образом связан с средствами массовой информации. Средства массовой информации существенно усиливают косвенное воздействие террористических акций. Без средств массовой информации не было бы современного терроризма.
Следует отметить, что сами террористы не могут достичь своими акциями политических целей. Надежда возлагается на то, что действия террористов вызовут отклик общественности, и только это способно обеспечить достижение политической цели.
Терроризм как явление, присутствующее в пространственно-временном контексте, следует рассматривать как процесс, направленный на активное изменение актуального состояния общества. Процесс который по своему содержанию адекватен и обусловлен наличием конкретных проблемных ситуаций сложившихся в определенной социальной группе, но, по сути, является провальным для самой же группы, так как не ведет к их разрешению, но и зачастую лишь усугубляет. Терроризм предстает как деструктивная форма проявления несогласия с актуальной ситуацией сложившейся в обществе, и вместе с тем вина и ответственность за сложившуюся ситуацию возлагается на общество другого типа устроения.
В настоящее время наиболее сильны противоречия между двумя принципиальными цивилизационными устройствами, а именно ценностно-смысловыми системами Востока и Запада.
Свое лидерство в области науки, техники и технологий Запад по умолчанию расценивает как полное лидерство в цивилизационном строительстве, не имеющее каких-либо изъянов и пороков принципиального характера.
Вследствие этого, все остальные региональные цивилизации, должны влиться в Запад, приняв его принципы, — согласившись с ними либо по «доброй» воле, либо под непреодолимым разнообразным давлением Запада (от «промывания» мозгов кинофильмами, компьютерными играми и «масс-культуройй» в целом до беспощадного применения военной силы против «нецивилизованных» с западной точки зрения, т.е. инакоцивилизованных общественных групп, народов, государств). В свою очередь такая экспансия ценностно-смысловых ориентиров, порождает волну неприятия, которая при должной степени радикализма, проявляет себя как терроризм.. Причина этого состоит в том, что под кнутом ростовщичества научно-технический прогресс в глобальных масштабах обогнал к настоящему времени нравственно-этическое и культурное развитие человечества в целом, каждого из его народов и множества людей персонально.
В каждой региональной цивилизации Земли — своё понимание законов добра, красоты, истины и справедливости. Существование универсальных ответов, при наличии большого количества отличающихся друг от друга социо-культурных слоев вряд ли возможно. Но как справедливо заметил православный священник Александр Мень, рассуждая о религиозных конфликтах и противоречиях: « Для того чтобы любить свою мать, не обязательно ненавидеть мать соседа». Поэтому как насильственное навязывание своей культуры другой цивилизации, так и неприятие этого процесса в виде терроризма можно рассматривать как общение двух цивилизационных культур на деструктивном языке силы, а не на конструктивном языке толерантности и приятия других в их инаковости. Терроризм - это так же этическое явление, проявляющееся в крайне разрушительных отношениях между людьми с целью провозглашения некоторых вполне оговорённых свобод. Тем не менее, все это не оправдывает обращения к террору, чтобы привлечь внимание к существующим проблемам. Чечня после Хасавюрта де-факто получила независимость. Но вскоре выяснилось, что и это не было целью. Именно это демонстрирует, что Чечня - звено в общей террористической идее. Террор сегодняшний отличается от террора прошлого и позапрошлого столетий. Тогда террористы преследовали конкретную политическую цель, а добившись ее, они могли оформиться в политическое движение или партию. Сегодня мы увидели терроризм апокалипсиса: добившись одной разрушительной цели, он тут же ставит перед собой следующую, еще более разрушительную. Терроризм становится самодостаточным. Вирус нового терроризма очень живуч, он способен к регенерации и различным мутациям, что дает ему возможность быстро приспособиться к любым региональным конфликтам, присваивая себе право быть толкователем и врачевателем сложившейся ситуации.
Сегодня важно понять, что все проблемы сконцентрированы в человеке и проявляются они в его отношениях с другими людьми. Надо отдавать себе отчет в том, что терроризм есть проявление природы человека. Борясь с терроризмом как явлением технологическим, мы ни в коем случае не должны упускать из виду его духовное, а так же психологическое измерение. Мераб Мамардашвили говорил, что вся наша жизнь – это ситуация выбора для рыцаря на распутье трех дорог: насилие, усилие и бессилие. Каждый человек должен заглянуть в свою душу и честно оценить, как часто он выбирает идти по пути насилия. Как часто каждый из нас прятал страх изменений, под насилием и агрессией в сторону факторов стимулирующих изменения? Террор - латинское слово обозначающее страх, ужас, о чем было сказано выше, но скорее, что это страх и ужас, прежде всего самих террористов. Терроризм в современном мире, является произведением двух множителей, первый из которых количество испуганных и дезориентированных людей, людей которые потерялись в стремительно меняющимся мире, с его множеством ценностно-смысловых установок, а второй количество подлецов для которых, по каким-то внутренним причинам стало возможно конвертировать деньги в человеческие жизни.
Хочется верить, что предпринимаемые усилия по изучению проблемы терроризма, и исследование ее возможных путей решения, позволят современному обществу двигаться дорогой «усилия» по разрешению это тяжелой и как никогда актуальной проблемы, ведь исхоженные дороги «насилия» и «бессилия», в решении этой проблемы привели нас к плачевным результатам.
Литература
1. Вахромеев А.В. Международный терроризм и национальная безопасность России // Социально гуманитарные знания. – 2004. № 1.
2. Вахрамеев А.В. Международный терроризм и национальная безопасность России // Социально гуманитарные знания. – 2004. № 2.
3. Замков В.И. Терроризм – глобальная проблема современности. М., 1996.
4. Лазарев И.М. Терроризм как тип политического поведения // Социс. – 1993. № 6.
5. Новиков Я.Ю. Терроризм в Северной Ирландии: история и современность // Социально гуманитарные знания. – 2003. № 6.
6. Новикова Г.В. Сильная стратегия слабых (Террор в конце 20века) // Полис. – 2000. № 1.
7. Петров К.С. Структура концента «терроризм» // Полис. 2003. № 4.
8. Переосмысляя современность (Материалы международной конференции). М., 2003.