Аналитика
28.01.2011
Интернет наполнен мнениями о проблемах России, терактах, политике, бандитизме, коррупции. Адекватные мнения я затрагивать не буду, они не нуждаются в комментариях. Они радуют и вселяют надежду, что не так все плохо. Но большинство отзывов и мнений меня «пугают». Пугают тем, что люди совершено, перестали думать своей головой, а занимаются только поиском виноватых в своих собственных проблемах.
27.01.2011
Сегодня 26 января 2011 г. – день траура, день скорби по жертвам чудовищного теракта в аэропорту Домодедово.
19.01.2011
В городе Колчестер, который расположен в графстве Эссекс и считается самым древним городом на Британских островах, власти намерены обустроить специальные зоны для пьющих жителей. Эта инициатива была разработана членами местного городского совета.

Все новости

Каледарь

Все новости

Роль моды в формировании антитеррористического сознания молодежи

26.11.2010

Романенко Е.П.

г. Ростов-на-Дону

Современный мир предоставляет огромные возможности для развития и самореализации молодежи. Вместе с тем существуют реальные риски построения деструктивных траекторий развития жизни, здесь присутствуют агрессия, разрушение, принятие террора как способа решения проблем. Сегодня актуальной становится задача поиска дополнительных резервов социального влияния на формирование антитеррористического сознания молодежи, с учетом специфики и ресурсных возможностей подросткового и юношеского возраста. На этом этапе жизненного пути человек достаточно сензитивен к транслируемым из вне символам и знакам, отражающим престижность, привлекательность, маркирующим независимость, силу и свободу. Подобные символы и знаки передаются посредством музыки, молодежных передач, художественных произведений, видов спорта, граффити, СМИ, фильмов, театральных представлений, молодежных конкурсов, фестивалей и реалити-шоу. Эта система социального влияния имеет большое значение для формирования антитеррористического сознания молодежи, так как ее ценностно-смысловое содержание задает вектор «модное», «престижное», «желаемое», «мое».

Придание здоровому образу жизни, конструктивным моделям взаимоотношения «человек – Мир», толерантности статуса модных настроений в молодежной среде и их опредмечивание посредством атрибутики, стиля одежды, аксессуаров и других агентов молодежной культуры, способствует закреплению антитеррористических установок и созидающего поведения.

В период молодости человек примеряет различные модели образа жизни, формирует и кристаллизирует индивидуальную систему ценностей и смыслов, выбирает жизненный путь и цель собственной жизни. То, каким представляется на субъективном уровне собственное предназначение, определяет и содержание социального поведения личности, его созидательный или разрушительный характер.

В силу актуализации механизмов самоопределения, идентификации, самопроектирования особое значение для молодежи имеет качество социальных стандартов модного образа жизни. Здесь особую роль играет мода, рассматриваемая в широком смысле как социально-психологический феномен.

В начале XXI века молодежная субкультура включает много неформальных групп, каждая из которых стремится обозначить свои границы прежде всего с помощью различных атрибутов одежды, особенностей оформления внешнего облика, различных символических предметов, музыкальных и спортивных предпочтений. Это своеобразные символы-знаки, имеющие семантическое, регулятивное, идентификационное и ограничительное значение. Во многом процесс освоения модного поведения в молодости является этапом самоопределения в будущем, так как внешний облик это и визитная карточка человека и сигнал запуска отношения других к нему, его принятия или отвержения, а также позиционирование себя как представителя определенной группы, носителя тех или иных ценностей.

С одной стороны мода является инструментом самопрезентации, продуктом воплощения нереализованных желаний, определенных моделей будущего, а с другой – древним инструментом регуляции поведения людей. На различных этапах возрастного развития человека значение моды в контексте жизни имеет свою специфику.

Перед каждым человеком за всю историю цивилизованного общества ежедневно стоит вопрос выбора своего имиджа и моделей социального поведения. Иногда это вопрос статуса, иногда – желание понравиться окружающим. Зачастую это позволяет в повседневной жизни выделиться из толпы, не быть как все. Сложившиеся в итоге модели поведения могут быть конструктивными или деструктивными, агрессивным и разрушительными. Влияние моды на поведение и формирование сознания приобретает особое значение в подростковом и юношеском возрасте.

В проведенном нами исследовании практически 100 % респондентов, независимо от возраста подчеркивают значимость и актуальность моды для подростков, рассматривая ее как способ самоутверждения и самовыражения, более 80 % отмечают, что в юношеском возрасте мода имеет отношение к «личному самовыражению и формированию индивидуального имиджа».

Интересно, что большинство опрошенных также называют подростковый и юношеский возраст (13–16 лет) – как период, когда субъективно мода была оценена как личная ценность.

Особенный интерес приобретает анализ отношений личность – мода, складывающихся в период подросткового и юношеского возраста. Это связано с развитием самосознания, процессом самоопределения, особенностями отношения к своему гендеру, спецификой самоотношния – отношения к себе как к субъекту, стоящему в начале жизненного пути. Этот возрастной период является, по существу, временем формирования замысла проекта своего внешнего облика, апробации разных вариантов его моделирования и определения своего эксклюзивного образа. Исследование факторов, влияющих на выбор направления моделирования своего внешнего Я в этом возрасте, показало, что среди них можно выделить следующие: транслируемые в средствах массовой информации престижные образы; звезды шоу бизнеса; фейс-контроль и дрес-код молодежных тусовок; идентификация с определенной группой; желание добиться признания взрослости, собственной уникальности или отгородиться от других; потребность в самовыражении; желание осуществить собственный проект.

Подростки на вопрос «С кем ассоциируется модно одетый человек?» называют следующие типичные ассоциации: «с высоким статусом», «интеллигентностью, развитием», «хорошим материальным положением», «уверенностью в себе», «креативностью».

Наибольший интерес представил анализ мнений относительно причин, побуждающих человека следовать моде: любовь к себе, открытость новому, жажда перемен, стремление к успеху, зависимость от других, погоня за стереотипом.

Можно выделить также различные типы молодых людей на основании отличий активности в освоении моды: «фанаты», следующие за кумиром; «дизайнеры», создающие свои авторские варианты внешнего Я, отличные от всех; «модельеры», создающие эксклюзивные модели для транслирования среди своей субкультуры; «коллекционеры», перебирающие всевозможные варианты модных течений; «статисты», следующие за каким-либо направлением или просто надевающие то, что есть; «позиционеры», стремящиеся показать, что они вне модных молодежных течений; «ностальжисты», утверждающие возврат к «бабушкиному» стилю и «старой школе»; «провокаторы», эпатирующие окружающих и общественное мнение гротескным представлением элементов того или иного направления.

В результате нашего исследования удалось составить психологический портрет модного подростка, в который вошли следующие качества: контактный, утверждающий свой стиль, стремящийся к самоутверждению, интересующийся, компетентный, аккуратный, обвешанный модными атрибутами, вульгарный, отталкивающий, стильный, демонстративный, заинтересованный в себе, увлекающийся, прагматичный, «примороженный» манекен, любующийся собой, желающий, во что бы то ни стало, привлечь к себе внимание, вызывающий, сексуальный, раскованный, уверенное поведение, независимый, смелый, яркий, привлекательный.

Существуют специфические функции моды в молодежной среде: самоутверждение 36,8 %, привлечение внимания 15,8 %, самовыражение 15,7 %, выделение из группы 10,7 %, реклама материальной обеспеченности 10,5 % самореклама 5,4 %, окультуривание 5,1 %.

Учитывая значимость моды для молодого человека, выраженность желания позиционировать себя как современного, модного, супергероя, необходимо использовать этот социально-психологический ресурс в формировании антитеррористического сознания.

Мощным психологическим потенциалом в данном контексте обладают социальные проекты, гранты и конкурсы, позволяющие активизировать креативную часть молодежи на создание модных тенденций жизнеутверждающего характера, направленных против агрессии, разрушения и террора.



Оставить комментарий (0)

Имя:
Комментарий:
Код подтверждения: