- 09.02.2011Четыре мощных взрыва прогремели в Пакистане
- 09.02.2011Разговор о терроре в закрытом режиме
- 09.02.2011Задержаны четверо сообщников террориста из "Домодедово"
- 09.02.2011В. Васильев: По делу о теракте в Домодедово есть еще трое арестованных
- 08.02.2011Росавиация разъяснила правила предъявления документов в аэропортах
- 08.02.2011Медведев: Россия будет союзником стран, которые противостоят террору
- 08.02.2011Глава ФСБ представил Д.Медведеву список ответственных за теракт в Домодедово
- 08.02.2011В Рунете появились "кибердружины", следящие за контентом
Перспектива использования сегмента открытой информации международного банка данных по противодействию терроризму
25.11.2010
Крутелёва Л.Ю.
г. Ростов-на-Дону
В настоящее время терроризм не является проблемой отдельно взятого региона или страны, а превратился в одну из наиболее острых проблем, существенно подрывающую внутриполитическое и социально-экономическое развитие ряда государств мира, реально угрожающую их национальной безопасности.
Правительство Российской Федерации выработало ряд нормативно-правовых актов, определяющих политику нашего государства в сфере противодействия терроризму. К основным документам относятся: Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» (с изменениями от 02.08.2006); Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утв. Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116) (с изменениями от 02.08.2006); Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ О противодействии терроризму; Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации [1-4].
В частности, в Разделе 2, п. 5 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации говорится: «Общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма». В Разделе 2, п. 12 указывается, что «Противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется по следующим направлениям: а) предупреждение (профилактика) терроризма; б) борьба с терроризмом; в) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма» [1].
Однако в современных условиях глобализации мировых процессов, практика показывает, что разрозненные действия отдельных стран не достаточны для эффективного противостояния терроризму. Осознание опасности распространения международного терроризма и возможности перенесения порожденных им вооруженных конфликтов на территории других государств поставило мировое сообщество перед необходимостью создания международной системы борьбы с данным видом преступной деятельности.
Оценивая состояние и угрозу расширения терроризма на ближайшее будущее, мировое сообщество едино во мнении, что эффективность борьбы с этим явлением зависит не только от мер, которые принимаются на уровне национальных спецслужб, правоохранительных органов, других учреждений и организаций, на которые возложены задачи борьбы с терроризмом, но и от координации политики и сотрудничества государств на многосторонней основе, в том числе в рамках международных организаций, институтов и форумов, вырабатывающих общие подходы к этой проблеме.
В связи с этим, в 2007 г. в средствах массовой информации было объявлено о создании при активном участии Национального антитеррористического комитета Международного банка данных по противодействию терроризму целях укрепления международного сотрудничества. Основная цель данного банка данных заключается в формировании единой межгосударственной информационной системы обеспечения антитеррористической деятельности. В банке данных созданы самостоятельные разделы, в которых накапливается информация о средствах идеологического воздействия террористов, а также об инструментах для осуществления контрпропаганды. Доступ к банку данных могут иметь только спецслужбы и правоохранительные органы любого государства, заключившего соответствующее соглашение с Национальным антитеррористическим комитетом.
Однако Национальный антитеррористический комитет считает, что наряду с бизнес-структурами академические и коммерческие научные сообщества призваны сыграть ключевую роль как в разработке и внедрении новых технологий для усиления мер охраны и безопасности, так и в проведении исследований по вопросам, связанным с терроризмом, включая изучение структурных и других факторов, которые могут способствовать радикализации и вербовке террористов.
Обсуждение данной проблемы в рамках круглого стола «Использование возможностей сегмента открытой информации международного банка данных по противодействию терроризму», в работе которого приняли участие учащиеся средних общеобразовательных школ, студенты и аспиранты высших учебных заведений, а также представители различных образовательных и общественных организаций, показало возможности участия как отдельных граждан, так и институтов гражданского общества в решении такого вопроса, как: «обеспечение скоординированной работы органов государственной власти с общественными и религиозными организациями (объединениями), другими институтами гражданского общества и гражданами» (Раздел 2, п. 15 л Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации) [1].
В качестве перспектив использования сегмента открытой информации международного банка данных по противодействию терроризму участники указывали на возможность совместной работы над:
-
созданием системы противодействия идеологии терроризма (Разделе 2, п. 13 а);
-
противодействием распространению идеологии терроризма путем обеспечения защиты единого информационного пространства Российской Федерации; совершенствование системы информационного противодействия терроризму (Разделе 2, п. 15 б);
-
разработкой мер и осуществлением профилактических мероприятий по противодействию терроризму на территориях субъектов Российской Федерации (Разделе 2, п. 15 е) [1].
Участники особо отметили необходимость создания в рамках международного банка данных по противодействию терроризму отдельного раздела, к которому бы имели доступ различные общественные и образовательные организации. Цель создания такого раздела – создание единого гражданского информационного пространства: взаимообмен контактами, опытом и информацией о проводимых мероприятиях, расширение сотрудничества с различными международными гражданскими антитеррористическими организациями.
Подводя итог, необходимо отметить, что терроризм сегодня носит транснациональный характер, и решать данную проблему возможно только совместными усилиями всех членов мирового сообщества, что приводит к необходимости разработки комплексных международных подходов и единых методов противостояния различным террористическим проявлениям. При этом первостепенную роль в предотвращении террористических актов имеет своевременное получение информации. Эффективное решение этой проблемы возможно при помощи использования сегмента открытой информации международного банка данных по противодействию терроризму.
Литература
-
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации http://www.mchs.gov.ru/law/index.php?ID=28107.
-
Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утв. Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116) (с изменениями от 2 августа 2006 г.) http://nak.fsb.ru/nac/documents/statements.php
-
Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» (с изменениями от 2 августа 2006 г.) http://nak.fsb.ru/nac/documents/ord_law.php
-
Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ http://nak.fsb.ru/nac/documents/fed_law.php