Аналитика
28.01.2011
Интернет наполнен мнениями о проблемах России, терактах, политике, бандитизме, коррупции. Адекватные мнения я затрагивать не буду, они не нуждаются в комментариях. Они радуют и вселяют надежду, что не так все плохо. Но большинство отзывов и мнений меня «пугают». Пугают тем, что люди совершено, перестали думать своей головой, а занимаются только поиском виноватых в своих собственных проблемах.
27.01.2011
Сегодня 26 января 2011 г. – день траура, день скорби по жертвам чудовищного теракта в аэропорту Домодедово.
19.01.2011
В городе Колчестер, который расположен в графстве Эссекс и считается самым древним городом на Британских островах, власти намерены обустроить специальные зоны для пьющих жителей. Эта инициатива была разработана членами местного городского совета.

Все новости

Каледарь

Все новости

Особенности проявления жизнестойкости и выбора стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями у молодых людей

26.11.2010

 Соловьева А В.

г. Ростов-на-Дону

Актуальность данной темы определяется возрастающими потребностями нашего общества в поисках путей создания благоприятных условий для максимального развития личности, эффективности ее жизненного пути. Вопрос построения собственной жизни, ее управляемость или зависимость от обстоятельств будет всегда волновать человека. Жизненный путь личности имеет единые для всех "измерения", но способ разрешения жизненных проблем, построения жизни, удовлетворенность ею глубоко индивидуальны (К.А. Абульханова, 2001; Е.Ю. Коржова, 2008; Н.А. Логинова, 2001). Жизнестойкость или жизнеустойчивость личности становится для нее особенно важной в периоды социальных перемен, экономических и иных кризисов. Условия современной жизни по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Это связанно со многими факторами и угрозами, в том числе и современные проявления радикализма, ксенофобии, экстремизма, шовинизма и расизма. Поэтому современная социальная психология проявляет повышенный интерес к изучению жизнестойкости человека и ее роли в выборе совладающих стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях.

Понятие жизнестойкости было введено Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди и разрабатывалось на пересечении экзис­тенциальной психологии, психоло­гии стресса и психологии совладающего поведения (Д.А. Леонтьев, 2006). Исходя из междисциплинарного подхода к явлению жизнестойкости человека, Д.А. Леонтьев считает, что данное свойство личности характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности. Такой подход к определению жизнестойкости указывает на ее связь со способами поведения человека в определенных, стрессогенных ситуациях.

Каждый человек сталкивается с ситуациями, субъективно переживаемыми им как трудные, нарушающие привычный ход жизни. В отечественной психологии проблема жизненных ситуаций, трудных и экстремальных жизненных ситуаций разрабатывается многими авторами, (Н.В. Гришина, 2001; К. Муздыбаев, 1998; Т.Л. Крюкова, 2004; И.П. Шкуратова, 2007). Изучение поведения, направленного на преодоление трудных ситуаций, в психологии проводится в рамках исследований, посвященных анализу “ coping ” – механизмов или “ coping behavior ” (Т.Л. Крюкова, 2004). Но в этих работах, еще недостаточно представлена проблема взаимосвязи выраженности жизнестойкости и преобладающих у личности стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях.

В связи с этим цель сделанного нами исследования заключается в определении взаимосвязей между выраженностью компонентов жизнестойкости личности и выраженностью стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях.

Объект исследования: жизнестойкость и совладающее поведение личности.

Предмет исследования: выраженность компонентов жизнестойкости и стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях у студентов и взрослых людей.

Гипотеза исследования: между выраженностью компонентов жизнестойкости и выраженностью стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях могут существовать значимые взаимосвязи.

Объект эмпирического исследования: студенты – 30 человек в возрасте от 20 до 22 лет, взрослые – 30 человек , в возрасте от25 до 60 лет.

На основе теоретического анализа мы пришли к выводу, что жизнестойкость личности оказывает существенное влияние на поведение человека в трудных жизненных ситуациях. Вслед за Д.А. Леонтьевым мы рассматривали жизнестойкость, как систему убеждений, которая включает три компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска и способствует успешному совладанию с трудными ситуациями. В качестве копинг-стратегий или стратегий совладания мы рассматривали следующие стратегии: конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, бегство - избегание, планирование решения проблемы, поиск социальной поддержки, ответственность, позитивная переоценка.

В результате эмпирического исследования, цель которого состояла в поиске взаимосвязей между выраженностью компонентов жизнестойкости и стратегий совладания у студентов и взрослых, мы пришли к следующим выводам:

1. У большинства студентов- участников исследования наблюдается высокий уровень выраженности такого компонента жизнестойкости, как «принятие риска», следовательно, они стремятся к развитию, черпая знания из своего опыта. Они убеждены в том, что все то, что с ними случается, способствует их разви­тию, готовы действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск.

2. Около трети студентов - участников исследования имеют высокий уровень выраженности такого компонента жизнестойкости, как «контроль», указывающий на их стремление влиять на результаты происходящего, выбирать соб­ственную деятельность, свой путь.

3. Такой компонент жизнестойкости как «вовлеченность» имеет средний уровень выраженности у большинства студентов – участников исследования, следовательно, они получают удовольствие от собственной деятельности, чувствуют себя уверенными.

4. У большинства взрослых - участников исследования наблюдается средний уровень выраженности таких компонентов жизнестойкости, как «принятие риска», «контроль», «вовлеченность».

5.Большинство студентов – участников исследования имеют высокий или средний уровень выраженности жизнестойкости, в структуре которой преобладает такой компонент как «принятие риска», а большинство взрослых – участников исследования имеют средний уровень выраженности жизнестойкости, в структуре которой преобладают такие компоненты, как «контроль» и «вовлеченность».

6. У студентов стратегии поиска социальной поддержки в трудных жизненных ситуациях, положительная переоценка, а также планирование решения проблемы и принятие ответственности на себя, самоконтроль имеют более высокий уровень выраженности, чем стратегии конфронтации, дистанцирования и бегства - избегания.

7. У взрослых участников исследования выше среднего выражены такие стратегии совладания, как самоконтроль, планирование решения, поиск социальной поддержки, положительная переоценка, но ниже среднего выражена такая стратегия совладания, как конфронтация.

8. У студентов значимо выше уровень выраженности таких стратегий совладания, как конфронтация и бегство-избегание, а у взрослых людей - дистанцирование, самоконтроль, планирование решения проблемы.

9. Отсутствуют различия между студентами и взрослыми людьми в выраженности таких стратегий совладания, как: поиск социальной поддержки, принятие ответственности, положительная переоценка.

10. Как у студентов, так и у взрослых преобладают конструктивные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями. У студентов и взрослых выражены различные деструктивные стратегии совладания: у студентов - конфронтация и бегство-избегание, а у взрослых – дистанцирование.

11. Чем выше выраженность жизнестойкости, тем выше выражены такие стратегии совладания, как стратегия конфронтации, поиска социальной поддержки и планирования решения.

12. В зависимости от уровня выраженности того или иного компонента в структуре жизнестойкости преобладают различные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями. Выраженность «вовлеченности» в структуре жизнестойкости способствует развитию стратегий планирования решения проблемы, поиска социальной поддержки и положительной переоценки. Выраженность «принятия риска» увеличивает выраженность стратегии конфронтации и уменьшает выраженность стратегии дистанцирования.

Таким образом, результаты и выводы исследования подтверждают выдвинутую гипотезу и свидетельствуют о том, что между уровнем выраженности жизнестойкости и выбором стратегий совладания в трудных жизненных ситуациях существуют значимые взаимосвязи. 

Литература


  1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни.   СПб.: Алетейя, 2001.

  2. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // HPSY.RU: экзистенциальная и гуманистическая психология. URL: http://hpsy.ru/public/x2636.php

  3. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа.   М.: Смысл, 2001. – 416 с.

  4. Гаязова Л.А. Возрастные аспекты проблемы защищенности личности от психологического насилия // Электронное научное издание (научно-педагогический интернет журнал). URL: http://www.emissia.org/offline/2008/1286.php

  5. Горбатова М.М., Серый А.В., Яницкий М.С. Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2.   Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.   С. 82-90.

  6. Гримак Л. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1989. – 319 с.

  7. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций / Сост. и общая редакция Гришиной Н.В.   СПб.: Питер, 2001. – 416 с.

  8. Дружинин В.Н. Варианты жизни.   М: "ПЕР СЭ". – СПб.: "ИМАТОН-М", 2000.

  9. Ионин Л.Г. Социология культуры.   М., 1996.

  10. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека.   СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. – 382 с.

  11. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. – Кострома: Студия оперативной полиграфии «Аквантитул», 2004. – 344 с.

  12. Куликов Л. В. Психогигиена личности: Основные понятия и проблемы.   СПб, Изд-во СПбГУ, 2000.

  13. Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности // Психология здоровья / Ред. Г.С. Никифоров.   СПб., Изд-во СПбГУ, 2000.   С. 405–442.

  14. Куликов Л.В. Психология настроения.   СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.

  15. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. – М.: Смысл, 2006. – 63 с.

  16. Логинова Н.А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности: Учебное пособие.   Алматы: Казак университетi, 2001. – 172 с.

  17. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии.   М., 1978.

  18. Майерс Д. Социальная психология.   СПб: Питер, 1997.

  19. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – № 1. – С. 16–24.

  20. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. – 1998.   .Т. 1.   Вып. 2.

  21. Никифоров Г. С. Психология здоровья.   СПб., 2002.

  22. Никошкова Е. В. Англо-русский словарь по психологии.   М., 1998.

  23. Оллпорт Г. Личность в психологии.   М.–СПб., 1998.

  24. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие.   СПб., 2004.   С. 87-115.

  25. Психология конфликта / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной.   СПб.: Питер, 2001. – 448 с.

  26. Психология совладающего поведения: материалы Международ. науч.–практ. конф. / Отв. ред.: Е.А. Некрасова, 2007. – 426 с.

  27. Ребер А. Большой толковый психологический словарь.   М., 2000.

  28. Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. – Саратов, 2002.

  29. Чешко Л.А. Cловарь синонимов русского языка.   М., 1986.

  30. Шамионов Р.М., Голованова А.А. Социальная психология личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведения. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006.

  31. Шкуратова. И.П., Анненкова Е.А.. Личностные ресурсы как фактор совладания с кризисными ситуациями // Психология кризиса и кризисных состояний. Междисциплинарный ежегодник.   2007.   Вып. 4.   С. 17-23.

 



Оставить комментарий (0)

Имя:
Комментарий:
Код подтверждения: