Аналитика
28.01.2011
Интернет наполнен мнениями о проблемах России, терактах, политике, бандитизме, коррупции. Адекватные мнения я затрагивать не буду, они не нуждаются в комментариях. Они радуют и вселяют надежду, что не так все плохо. Но большинство отзывов и мнений меня «пугают». Пугают тем, что люди совершено, перестали думать своей головой, а занимаются только поиском виноватых в своих собственных проблемах.
27.01.2011
Сегодня 26 января 2011 г. – день траура, день скорби по жертвам чудовищного теракта в аэропорту Домодедово.
19.01.2011
В городе Колчестер, который расположен в графстве Эссекс и считается самым древним городом на Британских островах, власти намерены обустроить специальные зоны для пьющих жителей. Эта инициатива была разработана членами местного городского совета.

Все новости

Каледарь

Все новости

Основные направления деятельности образовательных учреждений по профилактике экстремизма среди подростков

26.11.2010

Чеботарева Н.С.

г. Новочеркасск

 На сегодняшний день одной из основных проблем является рост террористической деятельности, сопутствующий наращиванию потенциала и превращению экстремистских группировок во влиятельные структуры жизни; усиление жесткости и безоглядности действий экстремистов; многообразие форм деятельности, стремление добиться общественного резонанса, устрашения населения. Ценности национальной культуры вытесняются стереотипами-образцами массовой культуры, а в качестве ориентиров внедряются примитивные ложные ценности.

Социально-психологической реакцией части молодежи на этот процесс являются различные формы протеста, выражающиеся не только в культурном андерграунде, но также в политическом и религиозном радикализме и экстремизме. В силу возрастной специфики именно молодежь является носителем революционных идей, наиболее восприимчивым к инновациям. Жестокость и агрессия среди подростков, как бы ужасно это ни звучало, становятся уже привычными в нашей повседневной жизни [2, c. 126; 3, c. 118].

Социальная неустроенность некоторых категорий молодых людей, различные жизненные трудности, низкий уровень правосознания являются определяющими факторами асоциального поведения и причинами роста преступности среди молодежи. Экстремистское поведение, агрессивный, антисоциальный стиль жизни, как чума, охватывает все больше и больше людей. Подростки в России становятся бомбой, которую взрывают террористы.

Общепринятого и строгого определения экстремизма не существует, хотя он и анализировался на уровне политической науки и на междисциплинарном уровне. Однако экстремизм как вид девиантного поведения в любом случае являет собой форму протеста, преследует определенные цели и сопряжен с применением насилия психологического, физического или иного характера. Он может проявляться индивидуально и в массовом действии, иметь различную подоплеку и направленность. Терроризм, в свою очередь, является крайней формой проявления экстремизма. Он возникает в ответ на насилие, когда против человека совершают насилие, и он достаточно слаб, чтобы открыто противостоять ему [1, c. 83].

Чаще всего террористами становятся дети из групп риска, которые испытывают проблемы с самооценкой. Идентификация с террористической группой обеспечивает таким подросткам социальную роль, хотя и негативную.

Безусловно, проблема противодействия экстремизму и терроризму, предупреждения их перерастания в крайние формы открытого насилия превращается в задачу общегосударственного масштаба. Среди первых мер противодействия терроризму надо назвать воспитание. Образование должно подготавливать ребенка к жизни в духе понимания, мира и терпимости. Образование – самый короткий, наиболее эффективный и значимый путь предотвращения терроризма.

В Ростовской области проводятся меры по предупреждению противоправного поведения со стороны учащихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, конфликтов на межнациональной почве, профилактике экстремистских проявлений, совершенствованию правосознания и правовой культуры, формированию толерантности.

Усилиями органов управления всех уровней, национально-культурных обществ и религиозных организаций проводится ряд мероприятий по поддержанию отношения межнационального мира, согласия и терпимости.

В настоящее время профилактика экстремизма в среде молодёжи в образовательных учреждениях области осуществляется через системную работу по формированию неприятия данной идеологии, включение учащихся школ и студентов профессиональных учреждений в практику межэтнических, межконфессиональных взаимодействий, стимулирование деятельности позитивных детских и молодёжных организаций и объединений. Профилактическая работа с проявлениями экстремизма в образовательных учреждениях проводится с привлечением специалистов заинтересованных ведомств, родителей, общественности. Новыми формами работы в учреждениях профессионального образования стали кинолектории, читательские конференции, тематические выставки в библиотеках книг, журналов, изданий периодической печати.

Ряд учебных заведений ведет деятельность по организации охраны и патрулирования учебных заведений и прилегающей территории с целью обеспечения правопорядка и безопасности. В рамках образовательных программ (в частности ОБЖ) в учебных заведениях проводятся тематические «круглые столы», уроки тематической направленности, практические занятия, в ходе которых разыгрываются ситуации террористической угрозы, имеют место и учебно-тренировочные занятия по действиям в экстремальных ситуациях. В некоторых образовательных учреждениях проводятся социально-психологические, социологические исследования по вопросам агрессии, межнациональной розни, отношения студенчества к молодежным террористическим организациям, практике экстремизма и терроризма [1, c. 86; 4, c. 46].

Одним из актуальных направлений деятельности в рамках ранней профилактики экстремизма является организация досуга учащейся молодёжи во внеурочное время. В техникумах и колледжах области успешно функционируют спортивные секции, кружки технического творчества, ведется культурно-массовая работа, организовано волонтерское движение, поисковые отряды и др. [5, c. 114]

Кроме того, во всех общеобразовательных учреждениях в течение учебного года систематически проводятся комплексные тренировочные мероприятия по отработке данных умений и навыков.

Однако такая деятельность не дает существенных результатов в оказании положительного влияния на формирование правосознания учащейся молодежи, выработку моделей правомерного поведения. Об этом можно судить исходя из информации, представленной ВУЗами, о фактах открытого участия разных категорий студентов в деятельности организаций, групп экстремистской и террористической направленности и в пропагандистской деятельности (в т.ч. религиозного толка). По их сведениям такие учащиеся отсутствуют в данных заведениях.

В тоже время, информация, поступающая от правоохранительных органов, свидетельствует об увеличении риска вовлечения студенческой молодежи в названные формы противоправной деятельности [6].

Таким образом, проблема борьбы с политическим и религиозным экстремизмом является многоаспектной, комплексной проблемой, включающей в себя правовые, психологические, социально-экономические и политические вопросы.


 

Литература


  1. Агафонов А.Н., Буйнова Л.П. Социальная работа с молодежью девиантного поведения.   Петропавловск, 2001. – 190 с.

  2. Антонян Ю.М. Терроризм. – М.: Смысл, 1998. – 358 с.

  3. Бамкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп.   М., Речь, 2006. – 214 с.

  4. Белкин А. Культура // Террористы.   1996.   № 7. – С. 43-47.

  5. Кочетов А.Н., Верцинская И.Н. Работа с трудными детьми. – М.: Смысл, 1986. – 140 с.

  6. Салимов К.Н. Социально-педагогические аспекты профилактики асоциального поведения учащихся // Современные проблемы терроризма. – 1999.   № 5.   С. 34-35.

 



Оставить комментарий (0)

Имя:
Комментарий:
Код подтверждения: