Аналитика
28.01.2011
Интернет наполнен мнениями о проблемах России, терактах, политике, бандитизме, коррупции. Адекватные мнения я затрагивать не буду, они не нуждаются в комментариях. Они радуют и вселяют надежду, что не так все плохо. Но большинство отзывов и мнений меня «пугают». Пугают тем, что люди совершено, перестали думать своей головой, а занимаются только поиском виноватых в своих собственных проблемах.
27.01.2011
Сегодня 26 января 2011 г. – день траура, день скорби по жертвам чудовищного теракта в аэропорту Домодедово.
19.01.2011
В городе Колчестер, который расположен в графстве Эссекс и считается самым древним городом на Британских островах, власти намерены обустроить специальные зоны для пьющих жителей. Эта инициатива была разработана членами местного городского совета.

Все новости

Каледарь

Все новости

Влияние молодёжных субкультур на личность подростка

26.11.2010

 Мироненкова Н.Н.

г. Новочеркасск

 Исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях называется культурой. При этом специфическим способом существования культуры является субкультура, характеризующаяся системой норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ. Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее.

Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей, стереотипов. Ее определяющей характеристикой является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей. Молодежная субкультура - это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это – частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей [1, с. 32-35]. Согласно С.И. Левиковой, молодежная субкультура характеризуется следующими чертами:

- молодежная субкультура представляет собой социальную общность; члены такой общности могут формировать как группы непосредственного контакта, так и виртуального общения;

- вхождение молодого человека в субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов (прическа, одежда, украшения, жаргон);

- как правило, молодежные субкультуры возникают вокруг какого-либо «центра», выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям;

- значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы.

К основным причинам, которые приводят подростков в молодёжные субкультуры, относят:

  • непонимание родителей, излишний их контроль или предоставление подростку сверхсвободы в поведении,

  • стремление к свободе и независимости,

  • стремление к защищённости,

  • боязнь, страх одиночества,

  • избыток свободного времени,

  • отсутствие доступных форм проведения досуга,

  • «несложившиеся» отношения с одноклассниками, учителями.

Наряду с причинами вступления подростков в субкультуры можно выделить вероятностные социальные последствия: позитивная тенденция (освоение социальных ролей в группе сверстников, социальное и культурное самоопределение на основе социальных проб и экспериментирования); социально-негативная (принятие идеологии национализма, экстремизма, приобщение к криминальному образу жизни); индивидуально-негативная (самооправдание инфантилизма и эскапизма — «бегства» от социальной реальности).

Формирование и развитие подростка, становление его как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов. При этом подросток постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна. Подростковый возраст – это возраст формирования нравственных убеждений, принципов, которыми подросток начинает руководствоваться в своём поведении. У них появляется желание изучать свое «Я», стремление себя утвердить, особенно в глазах сверстников, все меньше ориентируясь на семью и обращаясь к ней. Но вместе с этим возрастает роль и значение референтных групп, появляются новые образы для подражания.

Подростки, потерявшие ориентир, не имеющие поддержки среди взрослых, стараются найти идеал для подражания. Таким образом, они примыкают к той или иной молодёжной субкультуре. В субкультуре реализуется одна из основополагающих потребностей учащихся — выстраивание образа «Я». Влияние субкультуры связано с трансляцией определенного привлекательного для подростков субкультурного образа, присвоение только внешней формы подменяет зачастую ценностное самоопределение старшеклассника. Иногда субкультура выступает как форма самопредъявления человека на культурно-эстетическом уровне. Эмоциональная привлекательность «неформального» стиля жизни нередко снижает значимость целенаправленной деятельности, способствует размыванию жизненных перспектив. Зачастую нахождение в субкультуре способно блокировать самостоятельность человека, вызывать поведение «ведомого» и тем самым выступать для него психологической защитой.

На сегодняшний день юношеские субкультуры стали одним из существенных факторов социализации школьников. Значительная часть старшеклассников идентифицирует себя с той или иной субкультурой, а определенное количество подростков испытывает на себе ее влияние. В то же время воздействие на учащихся ряда неофициальных юношеских культур таит в себе социальные опасности, так как одни субкультуры транслируют идеи экстремизма, расовой и национальной дискриминации, другие - проповедуют криминальный образ жизни, третьи — пропагандируют употребление психоактивных веществ. Данные субкультуры создают риск для социализации учащейся молодежи. Представители таких субкультур достаточно часто выходят за рамки установленных правил, совершают эксцентричные поступки. Однако молодежная субкультура может выполнять и положительные функции: адаптация молодых людей к обществу, предоставление возможности подростку выработать первичный статус, передача специфических для определенного социального слоя ценностных представлений.

Современная социально-педагогическая практика нуждается в воспитательных технологиях, обеспечивающих свободу выбора школьника в пространстве влияния разнообразных культур. Писатель и публицист Л.А. Жуховицкий предложил три модели отношения к молодёжным субкультурам: 1) принимать их как факт, спокойно и с пониманием; 2) поощрять и стимулировать их творческое начало, выделяя хотя бы скромные средства на всевозможные смотры, конкурсы и фестивали; 3) считать датчиками на теле эпохи, внимательно изучать их показания и не обижаться на этот нестандартный инструмент познания [2, с.120].

Таким образом, субкультура является одним из важнейших факторов влияния на молодёжь и задачей педагогов, родителей и общества в целом, сделать это влияние положительным. При этом основными факторами, направленными на снижение участия молодых людей в объединениях экстремистской направленности, могут служить: 1) обеспечение социального пространства молодёжным субкультурам; 2) реализация программы, направленной на обеспечение занятости молодых людей в свободное время; 3) работа с молодыми иностранцами, детьми переселенцев, преодоление враждебного отношения к своим сверстникам из других стран; 4) государственная поддержка детей из неблагополучных семей; 5) создание условий самовыражения и индивидуализации в процессе обучения.

 

Литература

  1. Левикова С.И. Молодежная субкультура: Учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 680 с.

  2. Жуховицкий Л. Что же делать с этой молодежью? // Юность.   1988.   № 9.



Оставить комментарий (0)

Имя:
Комментарий:
Код подтверждения: