Аналитика
28.01.2011
Интернет наполнен мнениями о проблемах России, терактах, политике, бандитизме, коррупции. Адекватные мнения я затрагивать не буду, они не нуждаются в комментариях. Они радуют и вселяют надежду, что не так все плохо. Но большинство отзывов и мнений меня «пугают». Пугают тем, что люди совершено, перестали думать своей головой, а занимаются только поиском виноватых в своих собственных проблемах.
27.01.2011
Сегодня 26 января 2011 г. – день траура, день скорби по жертвам чудовищного теракта в аэропорту Домодедово.
19.01.2011
В городе Колчестер, который расположен в графстве Эссекс и считается самым древним городом на Британских островах, власти намерены обустроить специальные зоны для пьющих жителей. Эта инициатива была разработана членами местного городского совета.

Все новости

Каледарь

Все новости

Успешность профессиональной деятельности молодых специалистов, как фактор противостояния террористической угрозе в регионе

26.11.2010

Хамизова И.Х.

г. Нальчик

Экономические, идеологические и социально-политические перемены вызвали ряд сложнейших проблем социально-культурного характера, в максимальной степени затрагивающих молодежь. Разрушение системы духовного самовоспроизводства общества чрезвычайно усложнило процесс социально-культурной адаптации молодых специалистов, поиск оптимальных форм индивидуальной и профессиональной самореализации. Снижение роли духовно-нравственных основ социального бытия ведет к девальвации ценности творческого труда как способа самореализации личности, вызывая рост асоциальных и противоправных форм молодежной активности. У широких слоев современной молодежи формируется ощущение социальной бесперспективности, складываются противоправные формы выражения внутреннего протеста. Молодежь сегодня составляет потенциальную среду стихийной и организованной преступности.

Перед обществом обозначилась реальная угроза саморазрушения изнутри. Самое страшное в этом явлении разрушение ценностного отношения к профессиональному труду, размытость или полная утрата социальных и национальных ценностей, снижение толерантности, неудовлетворенность качеством жизни, собой и всем социальным контекстом, которая приводит к подверженности молодых людей влиянию со стороны преступных и террористических группировок.

В Кабардино-Балкарской республике, где основной религий является ислам, положение усугубляется тем, что молодые специалисты, получившие профессиональное образование оказываются выброшенными в современный рынок труда, где они сталкиваются с полным безразличием, безработицей и социальной неустроенностью. Все это является благоприятной средой для пропагандистской деятельности террористических организаций.

В последнее время молодежный экстремизм приобретает характер быстро распространяющейся социальной эпидемии. Его проявления разнонаправлены и разномастны. От пренебрежения или отрицания общественных норм, правил и ценностей до протестных форм психологического и культурного отчуждения от семьи, школы или вуза.

Попытки ученых исследовать сущность и детерминанты возникновения данного феномена, его частные и общие проявления, критерии классификации и типизации дают первые позитивные результаты. Сегодня не вызывает сомнения наличие прямой связи между политико-экономическим состоянием общества и ростом экстремизма в молодежной среде.

Все вышесказанное ставит перед образовательными учреждениями задачи формирования содержания и направленности субкультуры молодежи, которая будет иметь высокий личностный ресурс, необходимый для сопротивления против ее втягивания в экстремистские и террористические группировки.

Образовательные учреждения должны превратиться в агентов позитивной социализации молодежи. Однако следует проводить различные мероприятия не только с молодежью, но и с представителями более зрелых возрастных и социальных групп, культуральный и образовательный ценз которых также снижается.

Не вызывает сомнений, что главной причиной возникновения и распространения молодежного экстремизма и терроризма является дисгармоничное развитие личности в социальной, политической и культурной сферах. Не стоит умалять роль конкретных лидеров и групп, которые целенаправленно воздействуют на молодежь, которая испытывает различные серьезные проблемы, начиная с нереализованных экономических претензий и до чрезмерных амбиций, порожденных образами псевдогероев, которыми изобилуют молодежные программы в СМИ, Интернете и в молодежной субкультуре.

Причиной подверженности молодых людей влиянию быстрого попадания в тщательно замаскированные группы экстремистов, является также ослабление идеологической и воспитательной работы в вузах. Предоставленные самим себе студенты, молодые специалисты окончившие вуз и не реализовавшие себя в профессии становятся легкой и желанной «добычей» не только ваххабитов, сектантов, но и молодежных группировок асоциальной направленности..

Противостоять неблагоприятным социально-экономическим условиям и пропагандистской деятельности террористических и преступных группировок может только социально и психологический зрелый человек, специалист получивший качественное образование соответствующее потребностям общества и достигший успеха в профессиональной деятельности. Именно поэтому вузы должны готовить не просто специалистов, а специалистов готовых к самостоятельной, продуктивной и успешной профессиональной деятельности.

Сейчас мы должны признать, что ответственность за формирование антитеррористической установки среди молодежи лежит на системе образования, в особенности на системе высшего профессионального образования. Молодой специалист ответственный за свое образование и благополучие и получивший качественное образование, уверенный в завтрашнем дне будет более устойчив к негативным воздействиям со стороны преступных группировок.

Трудно не согласиться с американским теоретиком образования М. Липманом, который убежден в том, что если общество не тратит усилия на образование, не работает целенаправленно и систематически, чтобы с помощью образовательных мер уменьшить насилие и развивать миролюбие и толерантность, оно не имеет мира.

Образование не сводится к усвоению знаний. Это, скорее, изменение всего духовного мира личности, а не только социально-познавательного статуса. Образование влияет на деятельность личности, ее субъективные (знания, умения, навыки, потребности, мотивы, самооценку) и объективные (профессиональное становление, карьерный рост и др.) характеристики.

Задача высшего образования — воспитать специалиста, отличающегося терпимостью к различным мнениям, непредубежденностью к оценке коллег, партнеров и событий, способного творить свою судьбу и судьбу своей многонациональной страны, быть в ответе за мир своей малой родины, своего региона, своего государства. Только развитая личность, человек высокой общей культуры, обладающий духовно-ценностной мотивацией способен к толерантному мышлению и поведению. Высшее образование, как часть общей образовательной системы, способно эффективно работать в этом направлении. Возможности для развития личности, повышения общей культуры и формирования толерантного сознания студентов заложены прежде всего в программе гуманитарных дисциплин.

Успешность формирования толерантной личности студента во многом определяется толерантной культурой преподавателя. Научить молодых людей общаться на равных, уважительно относиться к разным мнениям, развивать позитивное мышление — основа партнерских отношений между представителями разных поколений.

Но процесс формирования личности, выработки стратегий поведения не ограничивается временем обучения. Дальнейшее развитие личностных особенностей и их коррекция происходит, когда молодой человек выходит в большой мир, включается в трудовую деятельность. Во многом от профессиональной деятельности, от успешности трудоустройства зависит, какие черты личности закрепятся, а какие появятся новые. Не может человек быть благополучным, настроенным на конструктивное взаимодействие, если он не реализовал себя как специалист, на нашел свое место «на рынке труда», когда безработица является для него не абстрактным понятием, а жестокой реальностью.

В рамках диссертационного исследования нами были изучены уровни успешности профессиональной деятельности молодых специалистов, выпускников химического и биологического факультетов КБГУ. Большинство выпускников (около 41 %) исследуемых факультетов работают в сфере образования, при этом, большинство студентов не хотят работать в сфере образования. По результатам анкетного опроса студентов пятого курса, в сфере образования хотят работать только 23,9 % студентов биологов и 17,3 % студентов химиков. Вместе с тем, почти все студенты получают дополнительную к основной специальности квалификацию «Преподаватель». Это указывает на размытость представлений о будущей профессиональной деятельности и расхождения реальной картины с ожиданиями молодых специалистов, которые должны реализовать себя в новых социальных условиях.

Как показали проведенные исследования, успешность молодым специалистам обеспечивают компетентность и личностно-профессиональные качества. Ведущими личностными качествами обеспечивающими успешность в профессиональной деятельности являются ответственность, способности, самооценка, саморазвитие и самообразование, креативность, социально-психологические установки личности. Поэтому, для обеспечения успешности в профессиональной деятельности молодых специалистов необходимо обратить особое внимание на развитие именно этих личностных и профессиональных качеств.

Только обеспечивая молодым людям, образование соответствующее их личным потребностям и потребностям общества, и создавая все необходимые условия для их профессиональной самореализации, мы можем сформировать антитеррористическую установку и толерантную направленность студентов и молодых специалистов.

 



Оставить комментарий (0)

Имя:
Комментарий:
Код подтверждения: