Аналитика
28.01.2011
Интернет наполнен мнениями о проблемах России, терактах, политике, бандитизме, коррупции. Адекватные мнения я затрагивать не буду, они не нуждаются в комментариях. Они радуют и вселяют надежду, что не так все плохо. Но большинство отзывов и мнений меня «пугают». Пугают тем, что люди совершено, перестали думать своей головой, а занимаются только поиском виноватых в своих собственных проблемах.
27.01.2011
Сегодня 26 января 2011 г. – день траура, день скорби по жертвам чудовищного теракта в аэропорту Домодедово.
19.01.2011
В городе Колчестер, который расположен в графстве Эссекс и считается самым древним городом на Британских островах, власти намерены обустроить специальные зоны для пьющих жителей. Эта инициатива была разработана членами местного городского совета.

Все новости

Каледарь

Все новости

Между «исламофобией» европейцев и «европофобией» иммигрантов

18.01.2011

Александр Игнатенко, доктор философских наук, президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации

В Интернете можно обнаружить множество фотографий и видеороликов, в которых с испугом и осуждением смотрят друг на друга девушки в мини-юбках и женщины в черных балахонах и закрывающих лицо масках с прорезями для глаз. Это зримое проявление столкновения разных нормативных – культурных, эстетических, этических – систем, сложившихся в различных исторических условиях.

Значительное число мусульман прибывает из разных стран в Европу в поисках лучшей доли. И не в последнюю очередь – в поисках равенства и свободы, которых не находят у себя в стране. Мигранты вливаются в европейское общество, которое приемлет и иудеев, и индуистов, и конфуцианцев, и анимистов, и атеистов, и тех же мусульман. Многие из них интегрируются в общество – принимают европейский образ жизни и европейские ценности – «европеизируются», нередко обогащая европейскую культуру. Но для искренне верующих мусульман их религиозная принадлежность является серьезным препятствием для интеграции в европейские общества, которые воспринимаются иммигрантами как христианские.

Дело в том, что ислам, в отличие от других религий, представленных в среде иммигрантов, возникал и формировался в тесной связи и острой полемике с христианством в тех его формах, которые сложились на Ближнем Востоке в VII веке. Искренне верующие мусульмане, попав в «постхристианскую» среду Европы, испытывают своего рода «культурный шок». Они видят, как проявления и символы «невежества», «лжи», «заблуждения» присутствуют повсюду. Так, их внутренний протест вызывают распятия. На кресте, согласно исламской догматике, распяли не пророка истинного единобожия – человека по имени Иисус (Иса), а выдавшего его римлянам Иуду. И получается так, что «заблудшие» и «невежественные» европейцы поклоняются Иуде!

В вопросах веры компромисс невозможен. Европейцы, ориентируясь на принципы политкорректности, толерантности и из соображений «облегчить интеграцию» иммигрантов-мусульман, «дехристианизируют» публичную сферу, в которой мусульмане обретаются наряду с христианами и представителями других религий. Например, во Франции запрещают демонстрировать в публичном пространстве наглядные символы религиозной принадлежности, в том числе кресты, нательные и наперсные. В Великобритании перестают отмечать Рождество Христово в школах и детских садах. При этом власти европейских государств осуществляют и «деисламизацию» публичной сферы: например, запрещают, как это сделано во Франции, ношение паранджи на улице и хиджаба – в государственных и муниципальных учреждениях. Понятен замысел: сделать всех граждан равными, то есть унифицированными в каком-то отношении, когда они выходят в публичное пространство, для того чтобы работал общественный механизм, регулируемый законом.

Несомненно, талибы-деобандийцы, которые в последние два-три десятилетия оказались под большим влиянием ваххабизма, должны по приезде в Европу отказаться от своих новоприобретенных привычек решать религиозные споры с применением взрывчатки и пояса шахида. Эта кровавая рознь – внутриисламские споры. Ислам отнюдь не гомогенен, он представляет собой конгломерат различных течений, направлений, группировок, сект, каждая из которых претендует на истинность. Они вполне адекватны тем условиям, в которых возникли и прошли становление. Но их встреча на одной «площадке» всегда чревата конфликтом, очень часто – кровавым. Есть такие «прочтения» вероучительных положений ислама, которые превращают христиан (а также представителей других религий, не говоря уж об атеистах) в вероотступников, которых надо, в том числе с применением насилия, как это делается в том же Пакистане, «вернуть» в истинную веру. Вероучительное обоснование здесь следующее: «Каждый человек рождается мусульманином, и только родители делают его иудеем, христианином или еретиком». Тем самым каждый немусульманин оказывается «вероотступником». Его нужно вернуть к истинной вере, а в случае отказа — убить. В Пакистане и Афганистане эти положения имеют силу закона, но в Европе это было бы покушением на свободу совести и преступлением против личности. Европа не может не ставить заслон перед экспортом в нее конфликтности на религиозной почве. И здесь тоже единственным выходом оказывается «деисламизация» публичной сферы, осуществляемая параллельно ее «дехристианизации».

Проблему иммигрантов в Европе важно рассматривать, учитывая «третью силу» – власти в стране происхождения и исхода. А они очень активно вмешиваются в процессы, будучи не заинтересованы в том, чтобы выходцы из этих стран интегрировались – «растворялись» в принимающем европейском обществе. Неинтеграция и сохранение религиозной «страновой» идентичности – обязательные условия, позволяющие властям соответствующих государств реализацию некоторых внешнеполитических задач.

Существование общины мусульман – выходцев из конкретной страны или региона в Европе в качестве своего рода инородного тела облегчает контроль за эмигрантами, особенно политическими. В такие «нерастворяемые» и потому заметные общины легко проникнуть агентуре соответствующих государств.

Значительно более важна другая задача, реализация которой предполагает неинтегрированность иммигрантов, их нелояльность новой родине – использование мусульманской диаспоры для оказания давления на внешнюю (и нередко внутреннюю) политику страны пребывания. Формы этого давления разные. Простейший вариант – демонстрации и манифестации. Крайняя форма – теракты. Силы, организовавшие взрывы в Мадриде, добились своей цели: Испания вывела свои войска из Ирака, да и остальные европейские страны заявили о том, что они это сделают в свое время.

Рекрутирование будущих террористов (их называют моджахедами – бойцами глобального джихада против Запада) осуществляется эмиссарами и рекрутерами «Аль-Каиды» в местах скопления мусульман, в первую очередь – в мечетях, которые оказываются удобным прикрытием для этой противоправной и подрывной деятельности. До недавнего времени такими местами были мечеть в лондонском Финсбери-парке и мечеть «Тауба» в Гамбурге.

Растерянность и метания – так можно охарактеризовать реакцию европейских обществ на процессы, которые воспринимаются европейцами как «исламизация» Европы. Европа оказалась в ситуации, когда любой «ход» оказывается непродуктивным, проигрышным и нежелательным. Эти метания – свидетельство того, что Европа далека от решения всех тех религиозно-политических проблем, которые возникли с ростом мусульманской иммиграции и вовлечения Европы в запутанные и конфликтные дела исламского мира.

Оставить комментарий (0)

Имя:
Комментарий:
Код подтверждения: