Аналитика
28.01.2011
Интернет наполнен мнениями о проблемах России, терактах, политике, бандитизме, коррупции. Адекватные мнения я затрагивать не буду, они не нуждаются в комментариях. Они радуют и вселяют надежду, что не так все плохо. Но большинство отзывов и мнений меня «пугают». Пугают тем, что люди совершено, перестали думать своей головой, а занимаются только поиском виноватых в своих собственных проблемах.
27.01.2011
Сегодня 26 января 2011 г. – день траура, день скорби по жертвам чудовищного теракта в аэропорту Домодедово.
19.01.2011
В городе Колчестер, который расположен в графстве Эссекс и считается самым древним городом на Британских островах, власти намерены обустроить специальные зоны для пьющих жителей. Эта инициатива была разработана членами местного городского совета.

Все новости

Каледарь

Все новости

Терроризм как средство манипулирования общественным сознанием

26.11.2010

 Качанов А.Ф, Звездина Е.Ю.

г. Ростов-на-Дону

 Двадцатый век, начало двадцать первого века стали временем невиданного в истории террора — государственного, политического, национального, религиозного. Тоталитарные тираны, политические авантюристы, религиозные фанатики, националисты-сепаратисты, безумные “исправители” грешного человечества и просто проходимцы стали виновниками гибели миллионов безвинных жертв. И сейчас мировое сообщество содрогается при сообщениях о новых террористических актах.

Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости. Терроризм принадлежит к числу наиболее опасных и трудно прогнозируемых явлений современного мира.

Сегодня стал актуальным, появившийся феномен страха или боязни терроризма, применяющийся как эффективное средство манипуляции массовым сознанием. Понятие террора (лат. terror — страх, ужас) ввел Аристотель для обозначения особого типа ужаса, который овладевал зрителями трагедии в греческом театре. Это был ужас перед небытием, представленным в форме боли, хаоса, разрушения. Считается, что осмысление террора посредством театра породило ритуал суда как разновидности театра, побеждающего террор через закон.

Террор известен истории с момента появления классовых обществ. Он является одной из форм политических репрессий и одним из методов политической борьбы. Для создания массового страха государство шло на разрушение собственного образа как гаранта права — государство само организовывало «стихийные» погромы тюрем с убийством политических заключенных. Идеолог террора Жан-Поль Марат сформулировал тезис: для завоевания или удержания власти путем устрашения общества необходимо создать обстановку массовой истерии [1].

Вслед за государством террор в «войне всех против всех» стали использовать и политические силы, борющиеся с государством или с его противниками. Так возник терроризм как средство устрашения общества и государства в политических целях. Он также возник как своего рода политический театр, зрители которого испытывают ужас. Главной целью его является не убийство конкретных личностей: а именно воздействие на чувства широкого круга людей. Согласно принятому в американской политологии понятию, терроризмом является «угроза или использование насилия в политических целях отдельными лицами или группами, которые действуют как на стороне, так и против существующего правительства, когда такие действия направлены на то, чтобы оказать влияние на большее число людей, чем непосредственные жертвы». Таким образом, терроризм — средство психологического воздействия. Его главный объект — не те, кто стал жертвой, а те, кто остался жив. Его цель — не убийство, а устрашение и деморализация живых. Жертвы — инструмент, убийство — метод. Этим терроризм отличается от диверсионных действий, цель которых — разрушить объект или ликвидировать противника. Иногда эти цели совпадают [5].

Существует страх разумный, когда человек верно определяет источник и величину опасности и принимает меры, которые ее снижают. Есть страх неадекватный (невротический), когда человек или впадает в апатию, или совершает действия, вредные или даже губительные для него самого. Цель террористов — создание именно невротического страха. Деморализованные и запуганные люди делают сами, требуют от властей или хотя бы одобряют действия, которые этим людям вовсе не выгодны. Иногда это действия, которые выгодны террористам или чаще — заказчикам, нанимателям террористов. Но чаще всего самый большой выигрыш получают политики, которые бесплатно пользуются «чужим» терактом. Поэтому манипулирование угрозой терроризма давно стало технологией социальной власти, с помощью которой политические элиты держат в повиновении свои народы [3].

Вероятность стать жертвой терроризма очень мала, так как атаки террористов приходятся на широкую группу людей. Во всяком случае, эта опасность на три порядка, то есть, в тысячу раз меньше, чем вероятность стать жертвой автомобильной катастрофы. Из пятнадцати миллионов водителей в России ежегодно гибнет порядка одного человека на тысячу. От терактов в 1999 году погибло порядка 1 на миллион. Но мы ведь не боимся ездить на машине.

Прежде потому, что политическая элита не заинтересована в том, чтобы мы боялись автомобиля. Поэтому телевидение и не показывает нам с утра до ночи жертв автокатастроф. Если бы показывало с той же интенсивностью, как террористические акты, то мы боялись бы автомобиля панически. Правящие круги давно научились использовать в своих целях страх, создаваемый террористами, так что часто трудно бывает точно определить, кем созданы террористические организации и на кого на самом деле они работают [2].

«Знамя» терроризма всегда выгодно власти. Главный вывод, давно сделанный учеными: терроризм возник вместе со СМИ и связан с ними неразрывно. Современный терроризм — родной брат телевидения. Он не имел бы смысла, если бы его результаты телевидение не доносило в каждый дом.

Сегодня, например, телевидение России — соучастник террористов, оно вдумчиво и творчески делает именно то, что требуется террористам — рассказывает о них и показывает результаты их деятельности.

Давно установлен один из феноменов СМИ — у созданной с их помощью славы нет знака «плюс» или «минус». Информационные сообщения стирают грань между «плохим и хорошим». Поэтому террористы становятся такими же телевизионными героями, как и спортсмены или звезды шоу-бизнеса. А героям принято подражать и восхищаться ими. Отсюда — эпидемии подражательного поведения, охватывающие общество почти сразу же после резонансных событий, широко освещаемых СМИ.

В социальной психологии существует феномен Вертера — после публикации в СМИ рассказа о самоубийстве известной личности число совершаемых самоубийств резко увеличивается в тех географических районах, где данный случай получил широкую огласку. Еще один факт: 6 января 2002 года спортивный самолет врезался в 40-этажный небоскреб в одном из американских городов. Управлявший самолетом 15-летний Чарльз Бишоп в предсмертной записке сообщил, что таким способом он выражает свою солидарность с Усамой Бен-Ладеном. Это — классические случаи подражательного поведения [4].

Терроризм имеет в качестве культурного основания нигилизм — отказ от общей этики. Он — продукт Запада, который декларировал как норму жизни «войну всех против всех». Впервые во время Французской революции террор стал официально утвержденным и морально оправданным методом господства и породил своего близнеца — терроризм как метод борьбы против власти. Затем, как ответ на терроризм оппозиции, возник государственный терроризм. Страны Запада культивируют у себя угрозу терроризма в контролируемых масштабах — для устрашения своих граждан. Это — одно из самых сильных средств манипуляции сознанием и отвлечения внимания общества от махинаций верхушки. Это — эффективное средство собирать радикальную молодежь из отверженных слоев общества и направлять ее энергию на ложные цели.

Страх терроризма активно используется для внедрения в массовое сознание «образа врага». Например, образ «исламского террора» служит для побуждения объединения Запада в противовес Юго-Восточной «террористической угрозе». С его помощью одновременно раскалывают исламский мир, деля его государства на «террористические» и «нетеррористические», хотя деление это более чем условно. Именно «нетеррористические» Саудовская Аравия, Пакистан, Турция, Иордания — районы базирования и спонсоры многих исламских террористических групп.

Страх перед террором — эффективный инструмент борьбы за изменение общественного мнения в пользу расширения спецслужб, их полномочий и финансирования. На Западе терроризм считается неизбежной оборотной стороной возрастающих гражданских свобод. Которые, поэтому не вредно ограничить. И появившийся на Западе термин «полицейская демократия» быстро теряет в глазах общества свой отрицательный смысл на фоне умело нагнетаемого СМИ страха.

Изжить терроризм в одночасье вряд ли возможно. Даже в обстановке относительной политической стабильности исключить эксцессы терроризма весьма не просто. Объясняется это как живучестью террористической психологии отдельных социальных слоев, не нашедших своего места в социальной структуре общества, так и умением террористических лидеров реагировать и использовать в своих интересах неудовлетворенность простых людей сложившейся социально-экономической обстановкой.

Необходимо создать благоприятные условия для нормального равномерного развития различных этносов и обеспечить реализацию их интересов, чтоб предотвратить конфликты на национальной почве. Задача государств заключается в формировании у всех проживающих в данной стране этносов такого самосознания, при котором чувство принадлежности к своему государству имело бы приоритет перед фактором этнической принадлежности в процессе самоидентификации граждан.

Террор может быть побежден только борьбой сознания. Оружие и боевая тактика здесь не эффективны. Каждый человек должен понимать, что терроризм и подражание террористам это не священная война, или как ее еще называют, «джихад». Это убийство, смертный грех. Это такое преступление, которое не оправдывает ни одна религия. И обществу не нужно такое явление, как терроризм. Он не является социальным институтом и никак положительно на общество не влияет. 

Литература


1. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием.   М.: ЭКСМО-пресс, 2001.

2. Хорос В. «Крона», «корни» и «климат» терроризма // Мировая экономика и международные отношения. – 2002. – № 3.

3. Рыбаков В. К вопросу о терроризме, или две стороны одной медали // Мировая экономика и международные отношения. – 2002. – № 3.

4. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 272 с.

5. Тарас А.Е. Методы и приемы психологической войны.   Минск: Харвест, 2006.

 



Оставить комментарий (0)

Имя:
Комментарий:
Код подтверждения: