- 09.02.2011Четыре мощных взрыва прогремели в Пакистане
- 09.02.2011Разговор о терроре в закрытом режиме
- 09.02.2011Задержаны четверо сообщников террориста из "Домодедово"
- 09.02.2011В. Васильев: По делу о теракте в Домодедово есть еще трое арестованных
- 08.02.2011Медведев: Россия будет союзником стран, которые противостоят террору
- 08.02.2011Глава ФСБ представил Д.Медведеву список ответственных за теракт в Домодедово
- 08.02.2011Исламские вузы Туниса и Египта все больше превращаются в трибуну ваххабитов, считают во Всероссийском муфтияте
- 08.02.2011В Рунете появились "кибердружины", следящие за контентом
Терроризм как средство манипулирования общественным сознанием
26.11.2010
Качанов А.Ф, Звездина Е.Ю.
г. Ростов-на-Дону
Двадцатый век, начало двадцать первого века стали временем невиданного в истории террора — государственного, политического, национального, религиозного. Тоталитарные тираны, политические авантюристы, религиозные фанатики, националисты-сепаратисты, безумные “исправители” грешного человечества и просто проходимцы стали виновниками гибели миллионов безвинных жертв. И сейчас мировое сообщество содрогается при сообщениях о новых террористических актах.
Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости. Терроризм принадлежит к числу наиболее опасных и трудно прогнозируемых явлений современного мира.
Сегодня стал актуальным, появившийся феномен страха или боязни терроризма, применяющийся как эффективное средство манипуляции массовым сознанием. Понятие террора (лат. terror — страх, ужас) ввел Аристотель для обозначения особого типа ужаса, который овладевал зрителями трагедии в греческом театре. Это был ужас перед небытием, представленным в форме боли, хаоса, разрушения. Считается, что осмысление террора посредством театра породило ритуал суда как разновидности театра, побеждающего террор через закон.
Террор известен истории с момента появления классовых обществ. Он является одной из форм политических репрессий и одним из методов политической борьбы. Для создания массового страха государство шло на разрушение собственного образа как гаранта права — государство само организовывало «стихийные» погромы тюрем с убийством политических заключенных. Идеолог террора Жан-Поль Марат сформулировал тезис: для завоевания или удержания власти путем устрашения общества необходимо создать обстановку массовой истерии [1].
Вслед за государством террор в «войне всех против всех» стали использовать и политические силы, борющиеся с государством или с его противниками. Так возник терроризм как средство устрашения общества и государства в политических целях. Он также возник как своего рода политический театр, зрители которого испытывают ужас. Главной целью его является не убийство конкретных личностей: а именно воздействие на чувства широкого круга людей. Согласно принятому в американской политологии понятию, терроризмом является «угроза или использование насилия в политических целях отдельными лицами или группами, которые действуют как на стороне, так и против существующего правительства, когда такие действия направлены на то, чтобы оказать влияние на большее число людей, чем непосредственные жертвы». Таким образом, терроризм — средство психологического воздействия. Его главный объект — не те, кто стал жертвой, а те, кто остался жив. Его цель — не убийство, а устрашение и деморализация живых. Жертвы — инструмент, убийство — метод. Этим терроризм отличается от диверсионных действий, цель которых — разрушить объект или ликвидировать противника. Иногда эти цели совпадают [5].
Существует страх разумный, когда человек верно определяет источник и величину опасности и принимает меры, которые ее снижают. Есть страх неадекватный (невротический), когда человек или впадает в апатию, или совершает действия, вредные или даже губительные для него самого. Цель террористов — создание именно невротического страха. Деморализованные и запуганные люди делают сами, требуют от властей или хотя бы одобряют действия, которые этим людям вовсе не выгодны. Иногда это действия, которые выгодны террористам или чаще — заказчикам, нанимателям террористов. Но чаще всего самый большой выигрыш получают политики, которые бесплатно пользуются «чужим» терактом. Поэтому манипулирование угрозой терроризма давно стало технологией социальной власти, с помощью которой политические элиты держат в повиновении свои народы [3].
Вероятность стать жертвой терроризма очень мала, так как атаки террористов приходятся на широкую группу людей. Во всяком случае, эта опасность на три порядка, то есть, в тысячу раз меньше, чем вероятность стать жертвой автомобильной катастрофы. Из пятнадцати миллионов водителей в России ежегодно гибнет порядка одного человека на тысячу. От терактов в 1999 году погибло порядка 1 на миллион. Но мы ведь не боимся ездить на машине.
Прежде потому, что политическая элита не заинтересована в том, чтобы мы боялись автомобиля. Поэтому телевидение и не показывает нам с утра до ночи жертв автокатастроф. Если бы показывало с той же интенсивностью, как террористические акты, то мы боялись бы автомобиля панически. Правящие круги давно научились использовать в своих целях страх, создаваемый террористами, так что часто трудно бывает точно определить, кем созданы террористические организации и на кого на самом деле они работают [2].
«Знамя» терроризма всегда выгодно власти. Главный вывод, давно сделанный учеными: терроризм возник вместе со СМИ и связан с ними неразрывно. Современный терроризм — родной брат телевидения. Он не имел бы смысла, если бы его результаты телевидение не доносило в каждый дом.
Сегодня, например, телевидение России — соучастник террористов, оно вдумчиво и творчески делает именно то, что требуется террористам — рассказывает о них и показывает результаты их деятельности.
Давно установлен один из феноменов СМИ — у созданной с их помощью славы нет знака «плюс» или «минус». Информационные сообщения стирают грань между «плохим и хорошим». Поэтому террористы становятся такими же телевизионными героями, как и спортсмены или звезды шоу-бизнеса. А героям принято подражать и восхищаться ими. Отсюда — эпидемии подражательного поведения, охватывающие общество почти сразу же после резонансных событий, широко освещаемых СМИ.
В социальной психологии существует феномен Вертера — после публикации в СМИ рассказа о самоубийстве известной личности число совершаемых самоубийств резко увеличивается в тех географических районах, где данный случай получил широкую огласку. Еще один факт: 6 января 2002 года спортивный самолет врезался в 40-этажный небоскреб в одном из американских городов. Управлявший самолетом 15-летний Чарльз Бишоп в предсмертной записке сообщил, что таким способом он выражает свою солидарность с Усамой Бен-Ладеном. Это — классические случаи подражательного поведения [4].
Терроризм имеет в качестве культурного основания нигилизм — отказ от общей этики. Он — продукт Запада, который декларировал как норму жизни «войну всех против всех». Впервые во время Французской революции террор стал официально утвержденным и морально оправданным методом господства и породил своего близнеца — терроризм как метод борьбы против власти. Затем, как ответ на терроризм оппозиции, возник государственный терроризм. Страны Запада культивируют у себя угрозу терроризма в контролируемых масштабах — для устрашения своих граждан. Это — одно из самых сильных средств манипуляции сознанием и отвлечения внимания общества от махинаций верхушки. Это — эффективное средство собирать радикальную молодежь из отверженных слоев общества и направлять ее энергию на ложные цели.
Страх терроризма активно используется для внедрения в массовое сознание «образа врага». Например, образ «исламского террора» служит для побуждения объединения Запада в противовес Юго-Восточной «террористической угрозе». С его помощью одновременно раскалывают исламский мир, деля его государства на «террористические» и «нетеррористические», хотя деление это более чем условно. Именно «нетеррористические» Саудовская Аравия, Пакистан, Турция, Иордания — районы базирования и спонсоры многих исламских террористических групп.
Страх перед террором — эффективный инструмент борьбы за изменение общественного мнения в пользу расширения спецслужб, их полномочий и финансирования. На Западе терроризм считается неизбежной оборотной стороной возрастающих гражданских свобод. Которые, поэтому не вредно ограничить. И появившийся на Западе термин «полицейская демократия» быстро теряет в глазах общества свой отрицательный смысл на фоне умело нагнетаемого СМИ страха.
Изжить терроризм в одночасье вряд ли возможно. Даже в обстановке относительной политической стабильности исключить эксцессы терроризма весьма не просто. Объясняется это как живучестью террористической психологии отдельных социальных слоев, не нашедших своего места в социальной структуре общества, так и умением террористических лидеров реагировать и использовать в своих интересах неудовлетворенность простых людей сложившейся социально-экономической обстановкой.
Необходимо создать благоприятные условия для нормального равномерного развития различных этносов и обеспечить реализацию их интересов, чтоб предотвратить конфликты на национальной почве. Задача государств заключается в формировании у всех проживающих в данной стране этносов такого самосознания, при котором чувство принадлежности к своему государству имело бы приоритет перед фактором этнической принадлежности в процессе самоидентификации граждан.
Террор может быть побежден только борьбой сознания. Оружие и боевая тактика здесь не эффективны. Каждый человек должен понимать, что терроризм и подражание террористам это не священная война, или как ее еще называют, «джихад». Это убийство, смертный грех. Это такое преступление, которое не оправдывает ни одна религия. И обществу не нужно такое явление, как терроризм. Он не является социальным институтом и никак положительно на общество не влияет.
Литература
1. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: ЭКСМО-пресс, 2001.
2. Хорос В. «Крона», «корни» и «климат» терроризма // Мировая экономика и международные отношения. – 2002. – № 3.
3. Рыбаков В. К вопросу о терроризме, или две стороны одной медали // Мировая экономика и международные отношения. – 2002. – № 3.
4. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 272 с.
5. Тарас А.Е. Методы и приемы психологической войны. Минск: Харвест, 2006.