Аналитика
28.01.2011
Интернет наполнен мнениями о проблемах России, терактах, политике, бандитизме, коррупции. Адекватные мнения я затрагивать не буду, они не нуждаются в комментариях. Они радуют и вселяют надежду, что не так все плохо. Но большинство отзывов и мнений меня «пугают». Пугают тем, что люди совершено, перестали думать своей головой, а занимаются только поиском виноватых в своих собственных проблемах.
27.01.2011
Сегодня 26 января 2011 г. – день траура, день скорби по жертвам чудовищного теракта в аэропорту Домодедово.
19.01.2011
В городе Колчестер, который расположен в графстве Эссекс и считается самым древним городом на Британских островах, власти намерены обустроить специальные зоны для пьющих жителей. Эта инициатива была разработана членами местного городского совета.

Все новости

Каледарь

Все новости

Духовно-нравственное воспитание как способ профилактики экстремизма и борьбы с терроризмом

26.11.2010

 Князева Е.В, Звездина Е.Ю.

г. Ростов-на-Дону

 Рост агрессии, конфликтности, межэтнической нетерпимости в современном обществе актуализируют проблему духовно-нравственного воспитания личности, формирования самосознания личности на основе учета национальных особенностей, и в тесной связи с общечеловеческими ценностями.

В психологической науке все чаще поднимаются вопросы духовности и духовно-нравственного воспитания личности. Их актуальность определяется состоянием современного российского общества, характеризующегося глубоким кризисом духовности, охватившим все стороны жизнедеятельности человека.

Проблема духовно-нравственного воспитания личности особенно остро стоит в связи с духовной дезинтеграцией общества и размытостью жизненных ориентиров молодежи, невыраженностью базовой системы ценностей. В обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством людей принципов и правил жизни, недостает согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, отсутствуют созидательные ценностные ориентации.

Рассматривая данную проблему в контексте профилактики экстремизма и борьбы с терроризмом, мы полагаем, что для профилактики экстремизма и терроризма необходимо делать ставку на воспитание, на формирование стержня духовной личности, «нравственного воспитательного идеала» [5] (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А).

В концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников представлено понятие «нравственного идеала», раскрывающегося как свободная нравственная личность, не лишенная таких духовно-нравственных основ как честность, доброта, искренность, милосердие. Такая личность является свободной, творческой, саморазвивающейся, инициативной. То есть, нравственный идеал - это высоконравственная, творческая личность, базирующаяся на принятии духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Нравственная личность осознает ценность человеческой жизни, обладает нетерпимостью к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности.

Процесс духовно-нравственного воспитания есть по природе своей процесс живой и непрерывный, осуществляемый в определенной культурно-исторической среде, и рассматривать этот процесс необходимо в конкретной культурно-исторической традиции, в гармоничном синтезе ее составляющих констант: государственной, религиозной, этнической.

Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности.

Духовно-нравственное воспитание осуществляется как процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

Формированию национального самосознания, являющегося одним из основных факторов становления и развития свободной, творчески самостоятельной личности с чувством собственного достоинства, во многом способствует изучение духовных ценностей народа, национальной культуры в тесной связи с общечеловеческими ценностями.

Представители христианской психологии (Братусь Б.С, Слободчиков В.И, Абраменкова В.В.) [3] считают, что воспитание духовно-нравственной личности требует усилий в следующих направлениях:

- формирование нравственной позиции личности, выражающейся в различении добра и зла, в готовности действовать с позиции милосердия как на уровне принятия решения, так и на уровне его осуществления;

- создание условий для складывания ценностных гармоничных отношений ребенка с миром, с другими людьми (взрослыми и сверстниками), переживаемых им как сострадание и сорадование и реализуемых в актах содействия, помощи, защиты;

- коррекция негативных проявлений и порочных наклонностей ребенка в соответствии с идеальной нормой, нравственным императивом.

Представители данного подхода указывают на то, что процесс воспитания должен быть активным, а ребенок должен выступать как свободный субъект духовно- нравственного воспитания, а не объект формирования и манипулирования.

Таким образом, понятие духовно – нравственного воспитания включает в себя становление духовности личности как высшего уровня развития зрелой личности, где основным критерием его определения является осознанность и формирование чувства ответственности за свои поступки.

Мы придерживаемся той позиции, что духовно-нравственное воспитание – это процесс формирования духовной зрелости. Духовная зрелость (духовность) понимается нами как высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, где основными мотивационно – смысловыми регуляторами (ценностными ориентирами) жизнедеятельности являются высшие человеческие ценности: любовь, добро, милосердие, толерантность к иным взглядам. Подрастающее поколение, у которого сформированы мотивационно – смысловые регуляторы поведения «повышают свой иммунитет» к разного рода негативным явлениям общества, в том числе проявлениям экстремизма и терроризма.

Таким образом, процесс духовно-нравственного воспитания направлен на формирование высших (созидательных) ценностных ориентиров, осознанное принятие традиций и ценностей, свободный выбор нравственных идеалов, формирование толерантности взглядов, то есть умения принять иную точку зрения особенно в ключевых для личности вопросах.

На наш взгляд, сущность духовно-нравственного воспитания раскрывают следующие постулаты:

1.Основной принцип духовно-нравственного воспитания - помочь молодому человеку сформировать его собственные ценности, опираясь на его индивидуальные особенности восприятия окружающей действительности. Другими словами, это формирование свободы воли в выборе собственных нравственных установок.

2.Основная задача духовно-нравственного воспитания   дать воспитаннику двигаться к центру своего существования, идти на контакт с индивидуально-значимой картиной бытия.

3.Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование механизма глубинной саморегуляции активности, что является основой осознанного поведения, и, как следствие, стержнем зрелой личности.

4. Духовно-нравственное воспитание – понимание того, что ни в коем случае нельзя передавать ценностное знание в «готовом виде». Это было возможно в относительно несложном обществе традиционного типа, но сейчас успешная адаптация к динамично изменяющимся условиям жизни достижима лишь на основе личного поиска и при полном доверии именно личному опыту, опыту реальных переживаний, достигнутых при внимательном отношении к потоку событий.

Современные школы, ВУЗы должны стать важнейшими, структурообразующими компонентами культуро-социо-педагогического пространства развития личности гражданина России. Они должны стать средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни детей и молодежи.

В заключение следует отметить, что «завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни». Она нужна не только для борьбы, которую ведет человек в этом мире, но и для возможности осознанного гармоничного существования и проявления высшей степени человеческой зрелости, позволяющей относиться нам к другому человеку как к самоценности и принимать окружающий мир во всем его многообразии. 

Литература


1. Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира.   М., 1999.

2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства.   М., 2002.

3. Братусь Б.С. Начало Христианской психологии: Учебное пособие для вузов.   М., 1995.

4. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии.   1997.   № 5.   С. 3-19.

5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. www.rusla.ru/rsba/politic/files/5-KDNV.doc

6. Платонов Г.В., Косичев А.Д. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение) // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия.   1998.   № 3.   С. 16-33.

7. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика: Учебное пособие для вузов.   М.: ЮНИТИ, ДАНА, 2002.

8. Шаров А.С. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека: Дис. … д-ра психол. наук.   Новосибирск, 2000. – 383 c.



Оставить комментарий (0)

Имя:
Комментарий:
Код подтверждения: