Аналитика
28.01.2011
Интернет наполнен мнениями о проблемах России, терактах, политике, бандитизме, коррупции. Адекватные мнения я затрагивать не буду, они не нуждаются в комментариях. Они радуют и вселяют надежду, что не так все плохо. Но большинство отзывов и мнений меня «пугают». Пугают тем, что люди совершено, перестали думать своей головой, а занимаются только поиском виноватых в своих собственных проблемах.
27.01.2011
Сегодня 26 января 2011 г. – день траура, день скорби по жертвам чудовищного теракта в аэропорту Домодедово.
19.01.2011
В городе Колчестер, который расположен в графстве Эссекс и считается самым древним городом на Британских островах, власти намерены обустроить специальные зоны для пьющих жителей. Эта инициатива была разработана членами местного городского совета.

Все новости

Каледарь

Все новости

Безопасность на транспорте в разных странах...

05.04.2010

Именно после той атаки террористов американцы кардинально пересмотрели систему обеспечения безопасности в стране и создали новое ведомство - министерство внутренней безопасности. Эта крупнейшая среди спецслужб США структура ввела систему пяти уровней террористической угрозы - зеленого, синего, желтого, оранжевого и красного. Наименьшую степень опасности, соответствующую повседневной норме, обозначает зеленый цвет, наивысшую - красный. Определяется же уровень угрозы в зависимости от получаемой властями информации.

Надо сказать, что принятые меры, а также постоянные напоминания ФБР о возможности совершения терактов на транспортных объектах страны, и в первую очередь метро, себя оправдали: несколько готовившихся в подземке терактов были раскрыты, а террористы вовремя обезврежены.

Тем не менее в конце прошлого года в канун Рождества только чудо спасло жизни более 300 пассажиров трансатлантического рейса, которые летели авиакомпанией Дельта в Детройт. Террористу - выходцу из Нигерии каким-то образом удалось обойти проверки и пронести в нижнем белье на борт воздушного судна бомбу, которая лишь по счастливой случайности не взорвалась. После этого инцидента власти США бросились с утроенной энергией закрывать бреши в системе безопасности. В числе первых принятых мер - установка 150 раздевающих сканеров в аэропортах страны.

Метрополитены крупнейших городов США защищены довольно традиционным образом. В подземках Нью-Йорка, Чикаго, Вашингтона и других крупных городов все станции оборудованы видеокамерами, и на каждой платформе установлено несколько специальных телефонов, которые позволяют пассажирам в экстренном случае немедленно связаться со службами быстрого реагирования.

Впрочем, и в США до сих пор имеются довольно серьезные проблемы с обеспечением безопасности в метро. Например, как недавно выяснилось, в нью-йоркской подземке из более чем четырех тысяч камер слежения, половина просто не работает. А в Вашингтоне вагоны метропоездов и вовсе не оборудованы системами видеонаблюдения. Как рассказали РГ сотрудники вашингтонского метро, сейчас только планируется приобретение 748 новейших вагонов, оснащенных системой видеофиксации. Однако первые из них выйдут на линии лишь в 2013 году.

Все новые городские автобусы, которые поступают в автопарки американских мегаполисов, оснащены двумя специальными глазками -видеокамерами, один из которых направлен на входную дверь, а другой - на салон автобуса.

Безопасность железнодорожных вокзалов - также в фокусе спецслужб США. Как сообщили РГ в компании Амтрэк (аналог российской РЖД), безопасность пассажиров обеспечивается целым комплексом мер как открытого, так и закрытого от посторонних глаз характера. В их числе присутствие на вокзалах офицеров транспортной полиции в штатском, выборочные проверки багажа с использованием служебных собак и проверка личности пассажиров в поездах.    
Главный урок, который выучила Британия после терактов в июле 2005 года, - необходимо максимально усилить сбор разведданных.

К этому на Альбионе пришли не вдруг. Первой реакцией на июльские взрывы в метро и в автобусе стало повсеместное усиление дневного и ночного дозоров. Десятки тысяч полицейских были брошены на круглосуточное патрулирование. Сотни тысяч дополнительных камер наружного наблюдения стали вращать очами практически во всех мало-мальски публичных местах по всей стране. Долгие последовавшие за терактами месяцы полицейские рейды и патрули стали носить едва ли не повседневный рутинный характер. Помню, как не однажды в вагоны метро входили целые отряды полицейских, прочесывавших поезда, а пассажиры переглядывались в тревоге: что случилось? Не однажды доводилось мне, выходя из метро, отвечать на вопросы неизменно любезных полицейских, расспрашивавших пассажиров, не заметили ли они чего-нибудь подозрительного в дороге.

Сверхреакцией стражей порядка на июльские теракты 2005-го стало убийство ими в метро невинного человека, которого они в панике приняли за террориста. Британская Таймс отметила тогда, что полицейские снайперы следовали буквально по пятам за десятком лиц, подозреваемых в связях с Аль-Каидой . Полицейские спецподразделения получили указание стрелять на поражение в тех, кто, по их данным, мог нести бомбу и кто отказался сложить оружие в ответ на их требование.

В октябре 2006-го лондонская полиция (метрополитен полис) создала новое подразделение, именуемое Counter Terrorism Command, объединившее две до той поры разрозненные структуры по борьбе с терроризмом. Новое подразделение свело воедино аналитиков разведданных, следователей и оперативников. Иными словами, были созданы силы быстрого антитеррористического реагирования (известные так же, как SO15), способные в максимально короткие сроки после получения от спецслужб сигнала об угрозе теракта проводить полицейские операции.

За прошедшие годы Британия несколько раз меняла уровень террористических угроз, и в зависимости от высоты этого уровня менялась в целом тактика и стратегия готовности страны к отражению возможной тератаки. И лишь после многочисленных сверхреакций, итогом которых стало закручивание гаек до полного упора, пришло понимание, что ни раздевание сканерами пассажиров догола, ни конфискация в аэропортах у младенцев бутылочек с молочной смесью не остановят террориста, несущего в рюкзаке или в трусах бомбу.

Постулатом британских служб безопасности стало находить и обезвреживать террориста до того, как он понес в метро или на борт самолета свою взрывчатку. Сбор разведданных и обмен информацией со всеми спецслужбами мира - вот где зарыта собака безопасности современного общества. В этом убеждены британские эксперты. Но невозможно и нецелесообразно держать под колпаком наблюдения 24 часа в сутки, 7 дней в неделю все население. Точно так же нецелесообразно сеять панику, расставляя вооруженных полицейских у каждого столба. Зато под прицелом снайпера - в переносном смысле - должны оказаться те, кто вычислен, выявлен, заподозрен. В отношении этих лиц, считают в Британии, должна работать тактика и стратегия, именуемая крайне просто - no pasaran.    

В середине 90-х годов прошлого века боевики ХАМАСа и Исламского джихада начали отсчет сериям кровавых маршрутов . Охота палестинских боевиков на израильские автобусы продолжалась более двух лет.

Иногда в один день террористы-смертники осуществляли несколько кровавых подрывов. Так, в феврале 1996 года смертник-хамасовец убил 26 пассажиров. В тот же день другой камикадзе подорвал автобус в Ашкелоне. Поэтому с конца 1994 года водителям городских и междугородных автобусов полиция рекомендовала особенно внимательно присматриваться к заходящим в салон пассажирам, обязательно проверять их сумки - удостовериться, что в них нет оружия или взрывчатки. Одновременно водителям автобусов и такси рекомендовалось иметь при себе оружие. Разрешения выдавались незамедлительно. А поскольку срочную армейскую службу в Израиле проходит большая часть населения, то обучаться обращению с оружием у водителей особой надобности не было.

В дополнение к этому в каждом автобусном кооперативе и в Управлении израильских железных дорог несколько занятий-лекций провели полицейские психологи.

Они нарисовали водителям автобусов, кассирам, контролерам и кондукторам психологический портрет террориста-смертника.

Юрий Мазо и сегодня водит автобус по иерусалимским улицам. По просьбе корреспондента РГ он вспомнил, на что обращали внимание полицейские психологи. Самоубийцы-террористы, в отличие от тех, кто сводит счеты с жизнью, не справившись с житейскими трудностями, считают себя не жертвами, а героями, - объясняли израильским водителям психологи. - И тем не менее они отводят взгляд, если на них внимательно смотрят. Большинство боевиков, идущих на задание, с которого они не смогут вернуться, накачивают себя наркотиками. Поэтому в принципе любой наркоман, пытающийся проникнуть в автобус, должен вызывать серьезные подозрения. По всей видимости, занятия психологов не прошли даром. Двоим израильским водителям удалось выявить потенциальных террористов прежде, чем те поднялись в автобус. Мгновенно прибывший наряд из переодетых полицейских боевиков арестовал.

Кстати, на всех автобусных маршрутах дежурили полицейские патрули или мобильные группы безопасности тех или иных автобусных кооперативов (АК). После получения тревожного сигнала от водителей они немедленно прибывали на место происшествия. Например, водители вызывали полицейских, если замечали на остановках мужчин или женщин, одетых в жаркий день в куртки. Не исключалось, что таким образом террористы маскируют надетые на тело пояса смертников . Сегодня, к счастью, полиция и спецслужбы добились, чтобы кровавые маршруты отправились в тупик.

Однако по-прежнему вход на все центральные автобусные станции и железнодорожные вокзалы продолжают контролировать вооруженные охранники. Они оснащены металлоискателями, проверяют багаж на наличие оружия и взрывчатки. Все вагоны поездов снабжены кнопками экстренного вызова полицейского наряда. Время от времени патруль дежурных охранников вместе с полицейским проходит по составу, иногда со специально обученными на обнаружение взрывчатых веществ собаками. В Иерусалиме на Центральной автобусной станции и железнодорожном вокзале проверки проводятся чрезвычайно скрупулезно. Там используется опыт израильской авиакомпании Эль-Аль: багаж подвергается по сути рентгеновскому досмотру.    

Исламистские террористы трижды устраивали взрывы в парижском метро. После чего примерно за два года практически все они были схвачены и осуждены на длительные сроки.
В июле 1995 года газовый баллон, начиненный металлическими обрезками, сдетонировал в вагоне поезда на станции Сен-Мишель в двух шагах от собора Парижской Богоматери. Тогда погибли 8 человек и свыше 80 были ранены. В октябре того же года аналогичная адская машинка взорвалась в подземке между станциями Сен-Мишель и Музей д Орсэ . Обошлось без человеческих жертв, но 30 пассажиров пришлось госпитализировать с ранениями разной степени тяжести. Последний теракт в парижском метрополитене произошел чуть больше года спустя, в декабре 1996 года, на станции Пале-Руаяль : при взрыве газового баллона с начинкой из гвоздей погибли четыре человека и почти 90 были ранены.

Сразу же после первого теракта в стране был введен план Вижипират . Он предусматривал самый широкий спектр мер безопасности. В частности, речь шла об организации усиленного патрулирования силами полиции и армейских частей мест наибольшего скопления людей - вокзалов, аэропортов и, конечно, метро. Устраивались масштабные проверки документов: им подверглись многие сотни тысяч человек, что тогда дало возможность выявить немалое число нелегальных иммигрантов, затем высланных из страны.

Практически все урны как на городских улицах, так и под землей были наглухо закупорены. Позже они были заменены прозрачными пластиковыми мешками: их закрепляли на специальной металлической стойке с обручем. Таким образом, потенциальные злоумышленники лишались возможности оставить там бомбу - она бы сразу привлекла внимание.

Французский опыт показал, что призывы к бдительности стали, пожалуй, одной из самых эффективных антитеррористических мер. Парижане активно сообщали в полицию обо всем, что вызывало подозрение. Особенно когда речь шла о предметах, оставленных без присмотра.
В поездах сети RER (загородные электрички, соединенные с метро переходами) пространство под сиденьями, где легко можно было разместить, к примеру, большую сумку или чемодан, перекрыли металлическими щитами. В дополнение к уже имевшимся камерам видеонаблюдения были добавлены новые. Одновременно дирекция парижского городского транспорта укрепила собственную службу безопасности, доведя ее к нынешнему моменту до тысячи человек.    

После взрывов в поездах железнодорожные пути в Испании стали регулярно осматривать.
11 марта 2004 года на железнодорожном вокзале Аточа в десяти минутах ходьбы от центра Мадрида террористы Аль-Каиды провели серию, пожалуй, самых кровавых терактов в Европе. В утренний час пик практически одновременно взорвались мощные бомбы в четырех поездах. Тогда погибли 192 человека, две тысячи были покалечены или обожжены.

В результате последовавшего расследования были обнаружены, схвачены и осуждены 27 террористов. Приговор был суров: несколько десятков тысяч лет тюрьмы.

В управлении Национальной полиции, куда РГ обратилась за информацией о том, какие меры были приняты тогда правоохранительными органами, неохотно отвечали на наши вопросы. И действительно, кто может поручиться, что подобные вылазки террористов никогда не повторятся. Вот почему раскрывать методику борьбы с терактами никто не хочет. Но кое-что все-таки в полиции сообщили.

После взрывов 11 марта в стране, как нас заверили, действует комплексный план, который учитывает как характер совершенного террористического акта (использовалась ли взрывчатка или стрелковое оружие, была ли взорвана начиненная динамитом брошенная автомашина или действовали смертники и т.д.), так и его масштабы.

Все правоохранительные органы имеют четкий план действий в чрезвычайной ситуации. Особое внимание уделяется работе дорожной полиции, которой предписано перекрывать все возможности покинуть город пытающимся скрыться с места происшествия террористам. После того как силы правопорядка обеспечили введение специального режима безопасности в городе (как сказали в полиции, закрыли город ), приступают к работе следственные органы, которые прилагают все возможные усилия к обнаружению и задержанию преступников.
Конечно, оперативных деталей проведения подобной спецоперации нам не сообщили, однако, как рассказывают мадридцы, ставшие свидетелями беспрецедентных мер, принятых полицией и спецслужбами в 2004 году, правоохранительным органам удалось тогда сохранить порядок в городе, избежать паники и принять жесткие меры контроля за передвижением возможных участников террористической группировки на общественном транспорте.    
АО Немецкие железные дороги приняло трехступенчатую концепцию безопасности. Случилось это после того, как террористическая угроза в Германии была оценена как очень высокая .
Поимка террористов так называемой саарской группировки показала, что в Пакистане ведется подготовка потенциальных террористов для осуществления терактов на немецкой земле. Однако благодаря четким превентивным мерам им до сих пор не удалось взорвать ни одну бомбу. Естественно, информация о готовящихся или предотвращенных во время подготовки терактах не просачивается в прессу.

Предприятие Немецкие железные дороги серьезно относится к безопасности пассажиров. Однако, как рассказал РГ представитель концерна Хольгер Байора, от катастроф и терактов высокотехнологические поезда никто не может полностью застраховать. Ведь в Германии, несмотря на небольшую территорию, проложено 64 тысячи километров железнодорожных путей, которые проходят не только через городские зоны, но и через поля, леса и горы.
Тем не менее серьезные теракты с многочисленными жертвами на железных дорогах Германии пока не случались. Нашему собеседнику удалось вспомнить только один случай за прошедшие годы - на вокзале в Дюссельдорфе, когда серьезные ранения получили шесть человек.
Чтобы уберечь пассажиров от возможных неприятностей в пути, концерн Немецкие железные дороги совместно с государственными учреждениями разработал специальную концепцию безопасности. На станциях и в поездах установлено более трех тысяч камер видеонаблюдения. Однако собеседник РГ поведал, что они хороши только для отпугивания потенциальных преступников и реконструкции происшествия, а не для предупреждения несчастных случаев и терактов.

Федеральная транспортная полиция постоянно контролирует железнодорожные пути. Наряду с этим большое значение в концепции безопасности уделяется бдительности самих пассажиров. Именно благодаря одному из них три года назад на вокзале в Кельне было обезврежено взрывное устройство, заложенное в одиноко стоящем чемодане.

Российская газета

Оставить комментарий (0)

Имя:
Комментарий:
Код подтверждения: