Аналитика
28.01.2011
Интернет наполнен мнениями о проблемах России, терактах, политике, бандитизме, коррупции. Адекватные мнения я затрагивать не буду, они не нуждаются в комментариях. Они радуют и вселяют надежду, что не так все плохо. Но большинство отзывов и мнений меня «пугают». Пугают тем, что люди совершено, перестали думать своей головой, а занимаются только поиском виноватых в своих собственных проблемах.
27.01.2011
Сегодня 26 января 2011 г. – день траура, день скорби по жертвам чудовищного теракта в аэропорту Домодедово.
19.01.2011
В городе Колчестер, который расположен в графстве Эссекс и считается самым древним городом на Британских островах, власти намерены обустроить специальные зоны для пьющих жителей. Эта инициатива была разработана членами местного городского совета.

Все новости

Каледарь

Все новости

Здоровый образ жизни как основа антитеррористической деятельности

25.11.2010

Васильева О.С. , Вартаньянц О.Р.

г. Ростов-на-Дону

На сегодняшний день, терроризм, приобретающий все более разнообразные формы и угрожающие масштабы, провоцируя войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности.

Этимология слов «террор» и «терроризм» восходит к значению «страх», «ужас» в переводе с латинского. Дословный перевод раскрывает не само понятие террора, а лишь его прямое следствие на эмоциональном уровне. Со временем в понятие "террор" стали вкладывать не только значение прямого насилия, а сам процесс, который вызывает страх и ужас. В толковом словаре В.И. Даля подчеркивается основной смысл, нацеленность терроризма – устрашать смертью, казнью, запугивать, держать в повиновении угрозами насилия, творить расправу жесткими карательными мерами, истязаниями, расстрелами и т.д. [3].

Настоящие определения понятия «терроризм» отражают разные подходы к сути явления, приведём некоторые из них:

1) терроризм – применение силы или жестоких насильственных действий против людей или собственности с целью запугивания и принуждения правительства, формальной организации или гражданского населения к выполнению определенных политических, религиозных или социальных условий. 2) терроризм (terrorism) – форма политически мотивированной деятельности, сочетающая психологический (устрашение) и физический (насильственные действия) компоненты, осуществляемые индивидуумами или малыми группами с целью побудить сообщество или государство выполнить их требования.

Понятие остается весьма трудным для точного определения. Главная проблема резюмируется следующим изречением: «Личность одного террориста является душителем свободы другой личности». Проблема усложняется тем, что террористические действия отнюдь не всегда преследуют политические цели, а могут осуществляться преступниками и психопатами. Также необходимо отличать терроризм, который вершится самим государством, от Деяний, предпринимаемых группами в стремлении к политическому изменению. Наконец, можно выделить международный терроризм, переступающий границы одного государства [4].

Нами была проведена исследовательская работа, целью которой стало определения сути явления «терроризм», а также определения факторов, которые могут способствовать формированию террористических наклонностей личности, как это понимают студенты психологического факультета ЮФУ (опрос проводился среди студентов-заочников 1–5 курсов).

В осмыслении молодыми людьми сути явления «терроризм» можно выделить следующие подходы.

1. Эмоциональный. В основе террористического акта выделяется эмоциональный аспект: «ожесточённость, отчаяние, гнев, презрение, обида, разочарование, страх, беспомощность, отсутствие любви, унижение, страх, непонимание, боль,- в сочетании с жестокостью, презрением, злостью, агрессией, алчностью, ненавистью, глупостью».

2. Эмоционально-оценочный. В основе террористического акта выделяется аспект, отражающий взгляд на явление, как на личностную проблему: «нереализованность, неудовлетворённость жизнью, психологические проблемы, нарушение адаптации, разочарование в обществе, в справедливости, воспитание без любви, невостребованность, протест, вызов, непонимание, – в сочетании с неприятием инакомыслия, чувством превосходства, потребностью выразить свою агрессию, ощущением дикой злобы, невозможностью добиться удовлетворения своей потребности другими путями».

3. Оценочный-аналитический, позволяющий дать анализ социальной, экономической и правовой ситуации, могущей привести к теракту; а также возможность проследить пути решения проблем. В основе террористического акта выделяются следующие аспекты: «отсутствие грамотного контроля со стороны государственных органов; сложившиеся веками традиции; общее психическое нездоровье людей; образ жизни, который вызвал другую (крайнюю) форму протестов; общий низкий интеллектуальный уровень; террористическая деятельность хорошо оплачивается (вследствие безработицы и незанятости); конфликт интересов; социальная напряжённость, нарушение адаптации, дисгармония в семье; борьба за власть, деньги; нарушение психологического здоровья; отсутствие толерантности; идеологические мотивы, политические мотивы; накопленное зло обществом, группой людей; разрушение окружающего мира вследствие неудовлетворённости им; конфликт; межнациональная рознь; ущемление прав людей, угнетение, притеснение; радикальное отклонение психики от нормального мировосприятия; фанатизм или жажд наживы в зависимости от идеологии; бизнес-цели; власть (чрезмерная) над другими и жажда наживы; желание себя уничтожить (свой мир); фанатизм, одержимость идеей борьбы против несовершенств общества».

4.Оценочно-ролевой (близкий к определению по Далю). В описание сути теракта выделяются приёмы воздействия на людей, что составляет понятие террора как процесса насилия, а именно: «создание паники в другой этнической группе для подрыва социальных, экономических, межличностных отношений; попытка запугать, отомстить; убийство мирных граждан; запугивание людей, удержание их в страхе; демонстрация узкой группой лиц силы, устрашение, манипулирование необразованностью, страхом исполнителей».

Исходя из вышеописанного можно сделать следующие вывод.

Терроризм – явление, отражающее нарушение сути жизни людей, его внутренней модели здорового образа жизни, нарушение всех аспектов удовлетворения потребностей человека (физических (органических); в безопасности; в принадлежности и любви; в уважении (почитании); познавательной; эстетической; потребности в самоактуализации). Нарушение, которое по мере накопления изменений становится опасным и для жизни общности, и для жизни отдельного члена этой общности. Нарушение, которое приводит к явлению, которое можно охрактеризовать как социальный суицид – ментальное исключение человека из жизни социума и превращение им себя в орудие убийств с целью разрушения существующего мироустройства; нарушение, которое сопровождается соответствующими реакциями и проявлениями психических отклонений (агрессия, фанатизм, ненависть, алчность, вызов, месть и т.д.).

Следует вспомнить слова А.А. Зиновьева: «Терроризм не есть нечто беспричинное или нечто коренящееся в каких-то дефектах человеческой биологической природы. Это – явление социальное, имеющее корни в условиях социального бытия людей. Сейчас же говорят о терроризме вообще, полностью игнорируя социальную сущность тех или иных террористических актов» [2]. Несомненно, терроризм – это явление болезни цивилизации, болезни, страшной в своих проявлениях, как впрочем, любой тяжёлой болезни. Болезни, трудно поддающейся диагностированию, особенно на ранних стадиях.

Определяя терроризм как социальное явление, рассмотрим зависимость изменений социальной структуры от изменений модели здорового образа жизни человека как представителя своей популяции.

В основе модели здорового образа жизни лежит концепция целостной системы взглядов и мировоззрений, направленная на максимальное поддержание здоровья и воспроизводство нации, расы, цивилизации. При нарушении любой отдельной составляющей данной системы может нарушиться способность человечества к продолжению жизни.

Говоря о здоровом образе жизни, важно учитывать интегративные целостные (холистические) подходы к описанию феномена здоровья. Если раньше здоровый образ жизни трактовался преимущественно как система мер, касающихся соблюдения определенных правил, необходимых для поддержания телесного здоровья, то сегодняшняя парадигма рассмотрения здоровья требует включения в здоровый образ жизни принципов поддержания ресурсов здоровья ещё и на психологическом, социальном и духовном уровнях [1].

Рассматривая нарушения, например, психологической составляющей здорового образа жизни, можно отследить, как изменения, возникающие в системе мировоззрений отдельного человека, могут подтолкнуть его к противоправной деятельности, связанной с терроризмом. Так, нарушение, например, чувств любви и уважения приводит к нарушениям в отношениях полов и поколений. В крайнем своём проявлении это ведёт к изменениям демографических показателей, (изменениям средней продолжительности жизни, увеличении смертности, уменьшении рождаемости), что свидетельствует о неспособности нации воспроизвести и воспитать здоровое потомство, нарушению преемственности в передаче национальных культурных традиций, культурной деградации.

При таком нарушении в любом обществе возникают тенденции к жёстким насильственным изменениям сфер, оказывающих негативное воздействие на уровень жизни человека, требуются коллективные усилия по изменению социальной структуры, что и происходило в нашей стране на рубеже XX-XХI веков. Здесь показателем преодоления трудностей кризиса общественной системы выступает уровень личностного развития, психологическая готовность человека к перенесению трудностей. В случае возможных нарушений, человек будет стремиться изменить создавшуюся ситуацию, применяя силу, что свидетельствует о проявлении террористических тенденций в восприятии им картины мира.

В результате исследовательской работы среди студентов-заочников 1-5 курсов психологического факультета, нами были определены нарушения модели здорового образа жизни (ЗОЖ), которые, по мнению молодых людей, могут способствовать формированию террористических наклонностей в развитии личности. И, соответственно, какие факторы выделяются молодыми людьми как наиболее значимые в формировании негативного восприятия терроризма. Был разработан опросник: «Сферы нарушений ЗОЖ, способствующих формированию террористических наклонностей в развитии личности». Всего было опрошено 50 человек. Полученные результаты представлены в Таблице 1.

 

Таблица 1

Сферы нарушений ЗОЖ, способствующих формированию террористических наклонностей в развитии личности

п/п

Нарушения составляющих здорового образа жизни

Количество человек

 

%

Место в ряду по значимости

(первые 6 мест)

1.

Нарушения духовного образа жизни человека:

- национальных традиций духовного развития;

- внутренних установок, норм нравственности и морали.

 

15

 

40

 

30

 

80

 

 

 

2

2.

Нарушения психологической составляющей здорового образа жизни человека:

- чувства любви (бесчеловечность, жестокость, ожесточение, агрессия);

- сострадания;

- милосердия;

- отсутствие веры.

 

 

 

43

13

15

23

 

 

 

86

26

30

46

 

 

 

1

3.

Нарушения экологической составляющей образа жизни человека:

- тела;

- чувств;

- среды;

- питания.

 

 

26

36

18

24

 

 

52

72

36

48

 

 

 

3

4.

Нарушение межличностных отношений:

-несоблюдение правил и норм общежития;

-неуважение к традициям другой нации.

 

22

33

 

44

66

 

 

5

5.

Нарушения социальной среды:

- отсутствие социальных гарантий и свобод (работа, заслуженный отдых, образование, медицинское обслуживание);

- нарушения прав человека;

-отсутствие правопорядка.

 

 

 

23

25

22

 

 

 

46

50

44

 

6.

Нарушения культурной сферы:

- традиций общения;

- коммуникаций общения;

- культурная дискриминация.

 

17

10

34

 

34

20

68

 

 

 

4

7.

Нарушение творческой деятельности:

- невозможность полного раскрытия дарований и талантов;

- национальная дискриминация.

 

 

32

17

 

 

64

 

 

6

8.

Нарушения преемственности:

-национальных традиций в передаче опыта;

- образовательной сферы, её несовместимость с общепринятой системой образования;

- информационных технологий общения.

 

27

 

21

9

 

 

 

Анализ ответов студентов дает возможность определить, какие факторы молодые люди считают наиболее значимыми в формировании негативного восприятия терроризма и экстремизма:

1) психологическая составляющая здорового образа жизни человека – чувство любви (86 %);

2) духовная составляющая образа жизни человека – внутренние установки, нормы нравственности и морали (80 %);

3) экологическая составляющая образа жизни человека – экология чувств (78 %) (менталитет);

4) культурная сфера – отсутствие культурной дискриминации (72 %);

5) межличностные отношения – уважение к традициям другой нации (66 %);

6) творческая деятельность – полное раскрытие дарований и талантов (64 %).

С точки зрения психологии здоровья, здоровый образ жизни предполагает целеустремленную последовательную работу по возвращению человека к самому себе, освоению человеком своего тела, души, духа, разума, развитию «внутреннего наблюдателя» (умение слышать, видеть, чувствовать себя). Чтобы понять и принять себя необходимо «прикоснуться», обратить внимание на свой внутренний мир [1]. Поэтому здоровый образ жизни человека, доминирующая модель здорового образа жизни, становятся защитным щитом на пути террористических и экстремистских влияний и тенденций в развитии личности.

Образ жизни каждого человека, заканчивающего свой путь, превращаются в духовный опыт для его потомков. И здесь на первый план выходит способность создать и воспроизвести здоровую модель будущей жизни, создать и передать здоровый образ жизни следующим поколениям, чтобы они понимали, как должны себя вести, чтобы сохранить и приумножить этот удивительный подарок, которым является для человечества жизнь. Важно при этом сохранить преемственность при передаче опыта, непрерывность развития. В этом ключ к здоровью нации и возможность противостоянию такой болезни цивилизации, как терроризм.

Литература

  1. Васильева О.С. Валеопсихология – актуальное направление современной психологии // Психологический вестник. – Вып. 3. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1998.

  2. Зиновьев А.А. Как иголкой убить слона // Суждения о природе терроризма.

  3. Предупреждение и борьба с терроризмом: российский и зарубежный опыт законодательного регулирования (этноконфессиальный аспект). Комментарии юриста // Федеральное Собрание Российской Федерации // Аппарат Государственной Думы// Информационно-аналитическое управление // Аналитический вестник // Выпуск 17 //Серия:Государственное троительство и конституционные права гражданю. – М., 2003// http://www.antiterror.ru/library/comments/ 70778520

  4. Что такое Терроризм? Значение и толкование слова terrorizm, определение термина // Онлайн-словари русского языка и энциклопедии // http://www.onlinedics.ru/slovar/soc/t/terrorizm.php



Оставить комментарий (0)

Имя:
Комментарий:
Код подтверждения: