Аналитика
28.01.2011
Интернет наполнен мнениями о проблемах России, терактах, политике, бандитизме, коррупции. Адекватные мнения я затрагивать не буду, они не нуждаются в комментариях. Они радуют и вселяют надежду, что не так все плохо. Но большинство отзывов и мнений меня «пугают». Пугают тем, что люди совершено, перестали думать своей головой, а занимаются только поиском виноватых в своих собственных проблемах.
27.01.2011
Сегодня 26 января 2011 г. – день траура, день скорби по жертвам чудовищного теракта в аэропорту Домодедово.
19.01.2011
В городе Колчестер, который расположен в графстве Эссекс и считается самым древним городом на Британских островах, власти намерены обустроить специальные зоны для пьющих жителей. Эта инициатива была разработана членами местного городского совета.

Все новости

Каледарь

Все новости

Проблемы противодействия этническому фанатизму и экстремизму

16.03.2010

 

Серьезную озабоченность сегодня вызывает проблема противостояния экстремизму. Реформы переходного периода в России оказались столь сложными и противоречивыми, что в ходе своей эволюции нередко сопровождались ростом националистических настроений, политической и этнической нетерпимости, расширением социальной конфликтности. Нельзя не согласиться, что фанатизм в последнее время является фактором, дестабилизирующим жизнь общества, это явление мешает устойчивому развитию государства и является источником и основой экстремизма.

Советская энциклопедия определяет понятие фанатизм как «исступленная, доведенная до крайней степени приверженность к каким- либо верованиям, нетерпимость к любым другим взглядам, например, религиозным» [4]. Фанатизм выступает как твердая и не признающая никаких аргументов безальтернативная приверженность личности определенным представлениям и убеждениям, что в решающей степени определяет практически любую ее активность и оценочное отношение к окружающему миру. Нередко фанатизм носит национальный, религиозный и идеологический характер и является базой различных асоциальных, а иногда и антисоциальных проявлений на уровне не только малых, но и больших групп. Проявление этнического фанатизма в жизни общества можно объяснить тем, что именно этническое сознание в истории человечества впервые позволило идентифицировать себя с определенной этнической группой и на этой основе защищать интересы своего этноса (территорию проживания, традиции и обычаи и д.р.).

«Возникнув на религиозной почве, фанатизм легко переходит на сферу национального и политического, т.е. распространяется на другие области человеческой жизни… С возникновением государства, классов, нации, партий появляется государственно-политический, классовый, этнический, национальный, партийный фанатизм» [4].

Проблема этнического фанатизма находиться в рамках проблем развития культуры. Об этом свидетельствует и то, что именно во время культурного и идеологического кризиса особенно заметно увеличиваются этнофанатические тенденции. Фанатизм является результатом ущербного и чаще всего незрелого развития и вследствие этого проявляется через активные деструктивные действия. Индивид проявляет свою этнофанатическую позицию, которая на прямую связана с его культурным уровнем и отрицает право на свободный выбор другого. Как правило, этнический фанатизм проявляется в тоталитарных и авторитарных формах жизни. Этнический фанатизм особенно опасен для процессов социального взаимодействия, межкультурных контактов, отношений между этносами и расами, социальными стратами и религиозными общинами. В сознании этнического фанатика нет места для толерантности, главной становиться оппозиция между «своими» и «чужими», которая основывается на принципе: «кто не такой как мы, тот не с нами».

Трансформация мировоззрения стала следствием глубокой дифференциации социальных и этнических групп, поляризации их интересов, маргинализации значительной части населения, и в целом нарастания кризисности во всех сферах жизни российского общества. На уровне этнических общностей проявления экстремизма приобретают формы начавшихся, но не завершенных исторических перемен и модернизаций.

В кризисный период наблюдается тенденция усиления экстремизма националистического характера. Это связано противоправными действиями в отношении представителей малых этнических групп, «дискриминируемых» членами организаций по расовой принадлежности цвету кожи, разрезу глаз, по признаку их отношения к религии, социальной, национальной или языковой принадлежности и д.р. Прежде всего, проявление этнического экстремизма, выражается, созданием различных радикальных организаций – целью, которых является защита интересов этнических общностей (групп).

Экстремизм (от лат extremis- крайний) - приверженность к крайним взглядам и радикальным методам достижения своих целей. Экстремисты стремятся к немедленному разрушению существующей государственно-правовой системы и созданию общества на их идеологической основе. Экстремизм может проявиться в религиозной, политической, этнической форме.

В основе этнического экстремизма лежит противоречие между признанием естественного права народов самим определять свою судьбу и принципом национального единства и территориальной целостности государства. Публичное демонстрирование националистской атрибутики или символики чаще встречается в больших городах, где наблюдается высокая безработица, распространение специфических идей, способствующих дестабилизации обстановки в обществе.

Этнический национализм имеет огромную власть и непредсказуемостью и экстремизм, основанный на этнической почве превратился в реальную проблему для многих стран и регионов.

Этнический фанатизм в полиэтническом государстве по своей природе дуалистичен. Его двойственная природа, прежде всего, проявляется путем создания малых социальных групп из представителей этнически идентичных «меньшинств», (деятельность которых нередко поддерживается землячествами или диаспорами в том или ином субъекте), совершающих противоправные крайне радикального свойства действия, направленные на ущемление прав так называемого «титульного» этноса [1].

Этнический фанатизм проявляется в дестабилизированных регионах со сложными межнациональными отношениями, на фоне социально-экономического кризиса. Этническому фанатизму подвержены группы, объединенные общими внешними и внутренними психологическими чертами - племя, род, народность и нация. Этнический экстремизм оказывает определенное влияние на политическую жизнь, стремясь отстоять и расширить права этноса, так как считает свою этнонацию высшей ценностью. Сторонники этнического экстремизма выступают с позиций защиты и поддержки интересов и прав одной нации, открыто вызывающе отвергают права других наций. Их мировоззрение связано с воинствующим национализмом, шовинизмом и сепаратизмом; политикой основанной на этническом насилии в той или иной форме. Националистический экстремизм в той или иной форме всегда присутствует в многонациональном обществе. Этнонационализм отрицает приоритет общечеловеческих ценностей, почитая свою этнонацию высшей ценностью, при этом стремится расширить права представителей этноса в политической и иных сферах жизни.

Причины роста экстремистских проявлений в 2007 году называет в своем докладе генеральный прокурор РФ Юрий Чайка, указывая, что, в качестве возможных причин столь заметного роста, преступлений экстремистского характера является «имущественное неравенство» и «отсутствие социальных перспектив для многих молодых людей» [3].

Этноэкстремисты, насилием утверждая этничность, вызывают намеренно на себя огонь государственных структур, тем самым, привлекая к себе внимание, что позволяет им предстать в роли жертвы, еще больше усиливая общественный интерес и в ряде случаев обеспечивая финансы и поддержку. Пока осуществляется насилие, идея жива, а идентичность и наличие этнических различий используется как средство для достижения своей цели. Конечной целью этноэкстремистов является создание государственного образования, в котором они могут претендовать на политическую власть.

Выработка комплекса действенных мер, способных противостоять современному экстремизму, невозможна без анализа этнического состава населения страны, культурологической, религиозной и иных составляющих населения.

Проблемы этнического экстремизма наиболее остро проявились на Северном Кавказе, самом сложном в этническом и конфессиональном отношениях регионе Российской Федерации.

Социально-экономический и политический кризис порождает ряд следствий, которые могут выступать предпосылками этнического экстремизма, а именно: возрождается интерес людей к консолидации в первичных, естественных или, как их еще называют, примордиальных общностях (этнических и конфессиональных); усиливаются проявления ксенофобии; возрастает влияние идеологии традиционализма, перерастающей зачастую в фундаментализм (идея «очищения от нововведений и возврата к истокам»).

Сложность причин, этнического фанатизма экстремизма и определяющих его устойчивость в обществе, а также масштабность связанных с ним угроз для государства и общества, предполагает необходимость выработки задач государственной программы противодействия политическому и этническому экстремизму. Программа должна служить базой для совершенствования законодательства в указанной сфере, проведения организационно-политических мероприятий, включающих организацию (или реорганизацию) соответствующих государственных структур; для широкой культурно-просветительской работы, направленной, прежде всего, на формирование общественного мнения как основного фактора противодействия экстремизму.

Не случайно в Концепции национальной безопасности России противодействие экстремизму отнесено к ее национальным интересам. В целях реализации указанной Концепции за последние годы предпринят целый ряд конкретных мер правового характера. Так же необходимо проводить комплекс мер воспитательно-профилактического характера, следует дополнить регулярными встречами и беседами представителей органов прокуратуры, отделов образования, МВД на местах, с молодежью, как наиболее уязвимой части общества подверженных данным негативным тенденциям. При этом данные встречи должны расширить свою аудиторию и проводиться не только в школах, но и в средних профессиональных учебных заведениях, в вузах, и на рабочих местах. В целях профилактики влияния этнического фанатизма и экстремистских идей на формирование сознания можно выделить следующие направления работы:

- воспитание у молодого поколения толерантного отношения к представителям других этнонациональных групп, их культуре, традициям, обычаям;

- экстренное реагирование на случаи агрессивного противоправного насаждения чужой для конкретной местности национальной или иной культуры;

- профилактика безнадзорности, правонарушений, организация занятости и досуга;

- создание к экстремизму посредством осуществления широкой пропагандистской кампании с целью распространения негативного мнения о формированиях и их лидерах, порочения экстремистской идеологии, конкретных движений и т. п.;

- создание сети учреждений, конкурентных экстремистским организациям: молодежные патриотические организации, общественные объединения и т. п.

Общество и государство должны бороться с этническим экстремизмом. Способы борьбы могут быть различными. Необходимо устранить социально-экономические и политические условия, содействующие возникновению экстремизма и пресекать противозаконную деятельность экстремистов, а общество при помощи гражданских институтов, СМИ и т. п. должно бороться с экстремизмом, противопоставляя экстремистским гуманистические идеи, принципы толерантности, гражданского мира и согласия.

www.antiterror.sfedu.ru

Оставить комментарий (1)

Имя:
Комментарий:
Код подтверждения:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Анализ
21.03.2010 10:56
Правильно дается понимание, что такое "экстремизм", как приверженность к крайним взглядам и радикальным методам достижения своих целей. Экстремисты стремятся к немедленному разрушению существующей государственно-правовой системы и созданию общества на их идеологической основе. И принципиально важно понимать, что экстремизм проявляется в религиозной, политической и этнической форме. Для России я бы вообще не отделял экстремизм от терроризма. Для нас оба явления проявляются одинаково, особенно в политическом плане и в последствиях громких актов. А у нас две концепции - противодействия терроризму и экстремизму. В одной песочнице ответственный в лице ФСБ, а в другом корыте - МВД. Разве это правильно. Может надо бороться всем вместе, а не разделять ответственность. К пуговицам и карманам претензии есть? Не большие... Доработаем... А за пиджак в целом никто не отвечает, если только президент державы... А он за все в ответе...