- 09.02.2011Четыре мощных взрыва прогремели в Пакистане
- 09.02.2011Разговор о терроре в закрытом режиме
- 09.02.2011Задержаны четверо сообщников террориста из "Домодедово"
- 08.02.2011Медведев: Россия будет союзником стран, которые противостоят террору
- 08.02.2011Глава ФСБ представил Д.Медведеву список ответственных за теракт в Домодедово
- 08.02.2011Группа террористов нейтрализована в Башкирии
- 08.02.2011Исламские вузы Туниса и Египта все больше превращаются в трибуну ваххабитов, считают во Всероссийском муфтияте
- 08.02.2011В Рунете появились "кибердружины", следящие за контентом
Проблемы противодействия этническому фанатизму и экстремизму
16.03.2010
Серьезную озабоченность сегодня вызывает проблема противостояния экстремизму. Реформы переходного периода в России оказались столь сложными и противоречивыми, что в ходе своей эволюции нередко сопровождались ростом националистических настроений, политической и этнической нетерпимости, расширением социальной конфликтности. Нельзя не согласиться, что фанатизм в последнее время является фактором, дестабилизирующим жизнь общества, это явление мешает устойчивому развитию государства и является источником и основой экстремизма.
Советская энциклопедия определяет понятие фанатизм как «исступленная, доведенная до крайней степени приверженность к каким- либо верованиям, нетерпимость к любым другим взглядам, например, религиозным» [4]. Фанатизм выступает как твердая и не признающая никаких аргументов безальтернативная приверженность личности определенным представлениям и убеждениям, что в решающей степени определяет практически любую ее активность и оценочное отношение к окружающему миру. Нередко фанатизм носит национальный, религиозный и идеологический характер и является базой различных асоциальных, а иногда и антисоциальных проявлений на уровне не только малых, но и больших групп. Проявление этнического фанатизма в жизни общества можно объяснить тем, что именно этническое сознание в истории человечества впервые позволило идентифицировать себя с определенной этнической группой и на этой основе защищать интересы своего этноса (территорию проживания, традиции и обычаи и д.р.).
«Возникнув на религиозной почве, фанатизм легко переходит на сферу национального и политического, т.е. распространяется на другие области человеческой жизни… С возникновением государства, классов, нации, партий появляется государственно-политический, классовый, этнический, национальный, партийный фанатизм» [4].
Проблема этнического фанатизма находиться в рамках проблем развития культуры. Об этом свидетельствует и то, что именно во время культурного и идеологического кризиса особенно заметно увеличиваются этнофанатические тенденции. Фанатизм является результатом ущербного и чаще всего незрелого развития и вследствие этого проявляется через активные деструктивные действия. Индивид проявляет свою этнофанатическую позицию, которая на прямую связана с его культурным уровнем и отрицает право на свободный выбор другого. Как правило, этнический фанатизм проявляется в тоталитарных и авторитарных формах жизни. Этнический фанатизм особенно опасен для процессов социального взаимодействия, межкультурных контактов, отношений между этносами и расами, социальными стратами и религиозными общинами. В сознании этнического фанатика нет места для толерантности, главной становиться оппозиция между «своими» и «чужими», которая основывается на принципе: «кто не такой как мы, тот не с нами».
Трансформация мировоззрения стала следствием глубокой дифференциации социальных и этнических групп, поляризации их интересов, маргинализации значительной части населения, и в целом нарастания кризисности во всех сферах жизни российского общества. На уровне этнических общностей проявления экстремизма приобретают формы начавшихся, но не завершенных исторических перемен и модернизаций.
В кризисный период наблюдается тенденция усиления экстремизма националистического характера. Это связано противоправными действиями в отношении представителей малых этнических групп, «дискриминируемых» членами организаций по расовой принадлежности цвету кожи, разрезу глаз, по признаку их отношения к религии, социальной, национальной или языковой принадлежности и д.р. Прежде всего, проявление этнического экстремизма, выражается, созданием различных радикальных организаций – целью, которых является защита интересов этнических общностей (групп).
Экстремизм (от лат extremis- крайний) - приверженность к крайним взглядам и радикальным методам достижения своих целей. Экстремисты стремятся к немедленному разрушению существующей государственно-правовой системы и созданию общества на их идеологической основе. Экстремизм может проявиться в религиозной, политической, этнической форме.
В основе этнического экстремизма лежит противоречие между признанием естественного права народов самим определять свою судьбу и принципом национального единства и территориальной целостности государства. Публичное демонстрирование националистской атрибутики или символики чаще встречается в больших городах, где наблюдается высокая безработица, распространение специфических идей, способствующих дестабилизации обстановки в обществе.
Этнический национализм имеет огромную власть и непредсказуемостью и экстремизм, основанный на этнической почве превратился в реальную проблему для многих стран и регионов.
Этнический фанатизм в полиэтническом государстве по своей природе дуалистичен. Его двойственная природа, прежде всего, проявляется путем создания малых социальных групп из представителей этнически идентичных «меньшинств», (деятельность которых нередко поддерживается землячествами или диаспорами в том или ином субъекте), совершающих противоправные крайне радикального свойства действия, направленные на ущемление прав так называемого «титульного» этноса [1].
Этнический фанатизм проявляется в дестабилизированных регионах со сложными межнациональными отношениями, на фоне социально-экономического кризиса. Этническому фанатизму подвержены группы, объединенные общими внешними и внутренними психологическими чертами - племя, род, народность и нация. Этнический экстремизм оказывает определенное влияние на политическую жизнь, стремясь отстоять и расширить права этноса, так как считает свою этнонацию высшей ценностью. Сторонники этнического экстремизма выступают с позиций защиты и поддержки интересов и прав одной нации, открыто вызывающе отвергают права других наций. Их мировоззрение связано с воинствующим национализмом, шовинизмом и сепаратизмом; политикой основанной на этническом насилии в той или иной форме. Националистический экстремизм в той или иной форме всегда присутствует в многонациональном обществе. Этнонационализм отрицает приоритет общечеловеческих ценностей, почитая свою этнонацию высшей ценностью, при этом стремится расширить права представителей этноса в политической и иных сферах жизни.
Причины роста экстремистских проявлений в 2007 году называет в своем докладе генеральный прокурор РФ Юрий Чайка, указывая, что, в качестве возможных причин столь заметного роста, преступлений экстремистского характера является «имущественное неравенство» и «отсутствие социальных перспектив для многих молодых людей» [3].
Этноэкстремисты, насилием утверждая этничность, вызывают намеренно на себя огонь государственных структур, тем самым, привлекая к себе внимание, что позволяет им предстать в роли жертвы, еще больше усиливая общественный интерес и в ряде случаев обеспечивая финансы и поддержку. Пока осуществляется насилие, идея жива, а идентичность и наличие этнических различий используется как средство для достижения своей цели. Конечной целью этноэкстремистов является создание государственного образования, в котором они могут претендовать на политическую власть.
Выработка комплекса действенных мер, способных противостоять современному экстремизму, невозможна без анализа этнического состава населения страны, культурологической, религиозной и иных составляющих населения.
Проблемы этнического экстремизма наиболее остро проявились на Северном Кавказе, самом сложном в этническом и конфессиональном отношениях регионе Российской Федерации.
Социально-экономический и политический кризис порождает ряд следствий, которые могут выступать предпосылками этнического экстремизма, а именно: возрождается интерес людей к консолидации в первичных, естественных или, как их еще называют, примордиальных общностях (этнических и конфессиональных); усиливаются проявления ксенофобии; возрастает влияние идеологии традиционализма, перерастающей зачастую в фундаментализм (идея «очищения от нововведений и возврата к истокам»).
Сложность причин, этнического фанатизма экстремизма и определяющих его устойчивость в обществе, а также масштабность связанных с ним угроз для государства и общества, предполагает необходимость выработки задач государственной программы противодействия политическому и этническому экстремизму. Программа должна служить базой для совершенствования законодательства в указанной сфере, проведения организационно-политических мероприятий, включающих организацию (или реорганизацию) соответствующих государственных структур; для широкой культурно-просветительской работы, направленной, прежде всего, на формирование общественного мнения как основного фактора противодействия экстремизму.
Не случайно в Концепции национальной безопасности России противодействие экстремизму отнесено к ее национальным интересам. В целях реализации указанной Концепции за последние годы предпринят целый ряд конкретных мер правового характера. Так же необходимо проводить комплекс мер воспитательно-профилактического характера, следует дополнить регулярными встречами и беседами представителей органов прокуратуры, отделов образования, МВД на местах, с молодежью, как наиболее уязвимой части общества подверженных данным негативным тенденциям. При этом данные встречи должны расширить свою аудиторию и проводиться не только в школах, но и в средних профессиональных учебных заведениях, в вузах, и на рабочих местах. В целях профилактики влияния этнического фанатизма и экстремистских идей на формирование сознания можно выделить следующие направления работы:
- воспитание у молодого поколения толерантного отношения к представителям других этнонациональных групп, их культуре, традициям, обычаям;
- экстренное реагирование на случаи агрессивного противоправного насаждения чужой для конкретной местности национальной или иной культуры;
- профилактика безнадзорности, правонарушений, организация занятости и досуга;
- создание к экстремизму посредством осуществления широкой пропагандистской кампании с целью распространения негативного мнения о формированиях и их лидерах, порочения экстремистской идеологии, конкретных движений и т. п.;
- создание сети учреждений, конкурентных экстремистским организациям: молодежные патриотические организации, общественные объединения и т. п.
Общество и государство должны бороться с этническим экстремизмом. Способы борьбы могут быть различными. Необходимо устранить социально-экономические и политические условия, содействующие возникновению экстремизма и пресекать противозаконную деятельность экстремистов, а общество при помощи гражданских институтов, СМИ и т. п. должно бороться с экстремизмом, противопоставляя экстремистским гуманистические идеи, принципы толерантности, гражданского мира и согласия.