Аналитика
28.01.2011
Интернет наполнен мнениями о проблемах России, терактах, политике, бандитизме, коррупции. Адекватные мнения я затрагивать не буду, они не нуждаются в комментариях. Они радуют и вселяют надежду, что не так все плохо. Но большинство отзывов и мнений меня «пугают». Пугают тем, что люди совершено, перестали думать своей головой, а занимаются только поиском виноватых в своих собственных проблемах.
27.01.2011
Сегодня 26 января 2011 г. – день траура, день скорби по жертвам чудовищного теракта в аэропорту Домодедово.
19.01.2011
В городе Колчестер, который расположен в графстве Эссекс и считается самым древним городом на Британских островах, власти намерены обустроить специальные зоны для пьющих жителей. Эта инициатива была разработана членами местного городского совета.

Все новости

Каледарь

Все новости

Мировая культура и искусство перед вызовом терроризма

23.11.2010

В третий раз в этом году на факультете искусств Московского государственного университета собрались профессора и студенты на конференцию «Мировая культура против идеологии терроризма». Она прошла 11-12 ноября в рамках VI-ой "Международной научной конференции по проблемам безопасности и противодействия терроризму" при участии Института проблем информационной безопасности МГУ, аппарата Национального антитеррористического комитета, Академии криптографии Российской Федерации.

В московском университете уже стало традицией, что на многих его факультетах проводятся свои специализированные круглые столы и конференции по этой острейшей проблеме, как, например, на факультете психологии, по результатам работы которых затем издаются сборники статей и докладов. Обсудить феномен терроризма с позиции искусства и культурологии приехали также двое иностранных участников: американские профессора из университета Тарлентон (штат Техас) Гарсиа Ортс Евгенио и Мэрлин Робитейл. Таким образом, на конференции искусствоведов собрались представители двух стран - России и США, испытавших на себе наиболее масштабные теракты 21 века.

В качестве основных вопросов для обсуждения были предложены такие, как «Деятели искусства в борьбе с идеологией терроризма» и «Развитие национальных культур, как фактор профилактики терроризма и экстремизма», но темы докладов были гораздо шире и разнообразнее.

Приводим несколько кратких обзоров выступлений, начиная со вступительного слова ведущего конференции, профессора, декана факультета искусств МГУ Александра Лободанова «Борьба с идеологией терроризма: причем здесь искусство?». Отвечая на этот распространенный вопрос, он отметил:

«Искусство создает в человеке определенную эстетическую потребность, которая воспитывается в семье, школе, вузе. Оно служит объединению людей и созданию уравновешенности духовного мира человека.

Между тем «воспитание террориста» начинается с изоляции его от социума, культуры, от того, что формирует в нем эстетическую потребность и что способно привести его в гармонию с окружающим миром. Будущему террористу запрещается ходить в школу, посещать театры, концерты, он должен читать только пропагандистские книги и слушать такую же музыку. То есть у него полностью кастрируется эстетическая часть его личности и связь с социумом. У человека отбирается потребность быть в гармонии с миром, в нем образуется тот вакуум, который нужен идеологам терроризма. Наша задача — и вуза и школы, всей сферы образования - не допустить этого вакуума, отсутствия гармонического отношения к миру, которым пользуются террористы для перетаскивания на свою сторону новых жертв. Нужны правильные учебники, правильное воспитание эстетической потребности, которые защитят личность от идеологии террора.

С другой стороны, интернет как вид словесности и коммуникации способствуют терроризму из-за своей анонимности и доступу к чужим ресурсам. Личность становится незащищенной. Нет ни одного закона, защищающего личность в интернет-пространстве, в электронных средствах массовой информации от оскорблений, диффамации, клеветы, террористической идеологии.

В 2008 году в Нью-Йорке я побывал на выставке «Искусство готики». И, как вы понимаете, к средневековой культуре она не имела отношение. В последнее время получило распространение молодежное течение «готика», «готы», исповедующие культ смерти и загробного мира, то есть по существу террористические мотивы Оно проповедует ненужность наших эстетических устремлений, отрицание ценности общества и окружающего мира, гармонизации отношений с ним. В нашей стране уже были ужасные случаи, когда его адепты совершали ритуальные человеческие жертвоприношения. И это тоже разновидность терроризма, от борьбы с которым не должны оставаться в стороне современное образование и культура».

Игорь Королев, полковник МВД, кандидат юридических наук

«Экстремизм в современных условиях»

С точки зрения права, экстремизм — это идеология, а терроризм — практика, форма проявления этой идеологии. У нас принято говорить о ваххабизме, ваххабитских бандах. Но с другой стороны, ваххабизм является официальной идеологией Саудовской Аравии и при этом там нет таких терактов, как в России или в США, к примеру.

Под ним подразумевают идеологию «чистого» ислама. Но проблема прежде всего заключается в трактовке этого понятия, его различных интерпретациях, как и в трактовке самого Корана и его 114 сур (глав). Их можно разнообразно и многовариантно интерпретировать. Если в Саудовской Аравии ислам проповедуется в том «чистом» виде, как у основателя этого течения Абд аль-Ваххаба , то у Аль-Каиды интерпретация этого течения выглядит порой совсем иначе. У ее последователей и других исламских радикалов на головных повязках написано «бей неверных», тогда как в Коране говорится о том, что нужно убить неверие в себе.

У терроризма два основных источника: идеология и финансирование. Не будь одного из них — он не сможет существовать. Без них невозможно готовить террористов и содержать бандформирования. Идеология держит их всех в подчинении. Что касается финансовой подпитки терроризма, то можно привести такой пример. Когда МВД перекрыло дагестанско-азербайджанскую границу (так называемый «Золотой мост»),по которому шло снабжение и финансирование банд на Кавказе, то многие полевые командиры уже не имели возможности содержать, даже просто прокормить боевиков и распускали свои отряды.

Не следует также забывать, что многие теракты совершаются не только по идейным соображениям, но в расчете добыть деньги для содержания своих семей, которые многочисленны на Кавказе. Боевики обещают семье террориста по 3-5 тысяч рублей в месяц за совершенный теракт. И зачастую это является едва ли не единственным способом добыть деньги для своей семьи в условиях тотальной безработицы в регионе. Я говорю об этом, исходя из личного опыта работы на Кавказе, на котором я провел 10 лет.

В заключение хотел бы отметить общую гуманистическую сущность и историческое родство двух великих религий - христианства и ислама. В их первоисточниках нет призывов к насилию и убийству. Они проповедует веру в единого бога, даже ведут общее происхождение человека от Адама и Евы, ислам признает Авраама и Христа как пророков (в Коране Христос упомянут 9 раз). Если попытаться обобщить рассказы всех сур Корана, то через них проходит главная гуманистическая мысль: если ты не делаешь добро ближнему и не помогаешь ему, то это обернется для тебя злом.

 Гарсиа Ортс Евгенио, профессор политехнического университета Валенсии (Испания) и государственного университета Тартелон (Техас, США)

«Борьба с терроризмом через искусство»

Террорист любой национальности отрицает основные гуманитарные принципы и понятия: о свободе и ответственности личности, о правах человека, национальных меньшинств, о плюрализме и терпимости, главенстве закона, о диалоге и мирных средствах решения конфликтов. Согласно определению Генерального секретаря ООН Кофи Аннона, любое действие, направленное на уничтожение человека, принадлежащего к гражданскому населению, или нанесение ему телесных повреждений и предпринятое с целью устрашения общества и влияния на правительство, является терроризмом.

В последнее время организации по безопасности отмечают среди европейской молодежи рост террористических настроений и тенденций. Источниками такого сползания к терроризму являются социальная и политическая отчужденность, чувство непринадлежности к обществу и безработица. Если мы добавим к этой ситуации еще момент столкновения цивилизаций, то положение станет еще серьезней и может направить на террористические действия даже обычного студента.

Поэтому культура и образование здесь могут иметь большое значение. Культура во всех ее проявлениях - искусство, наследие, религия, СМИ, наука, образование, молодежные движения и спорт - может играть огромную роль в предотвращении развития террористического мышления и помогает разубедить потенциальных террористов. Это очень важно, хотя зачастую недооценивается.

Тем не менее, сама культура зачастую становится мишенью террористов. Такие акты вандализма, как разрушение памятников, храмов и других символов культуры наносят серьезный удар по культурному самосознанию и идентификации людей и народов и по тому наследию, которое принадлежит всем странам мира.

Глобализация и информатизация общества обеспечивают беспрецедентные возможности контактов между людьми разных национальностей, обмена идеями и культурными ценностями. Но в то же время такие возможности могут поддерживать террористическую идеологию. Мировое сообщество, которое было создано современными СМИ и Интернетом, обеспечивают терроризму большую огласку и известность, и теракты становятся для террористов эффективным и экономичным средством борьбы и передачи своих идей. Современные информационные технологии обеспечивают удобную сеть взаимодействия террористических групп. Зависимость от информационных технологий привела также к кибертерроризму, который угрожает функционированию современного общества через манипуляции компьютерными системами.

С другой стороны, бедность, неуважение прав человека, чувство несправедливости, отсутствие положительных перспектив дает почву для всех видов насилия.Многие традиционные общества воспринимают западную культуру как основанную на деньгах, насилии, коммерции, сексе и отрицают ее.

Поэтому образованию должно уделяться особое значение и его нужно воспринимать как в количественном, так и в качественном аспектах, как средство передачи не только знаний, но и навыков развития критического мышления. Образование должно обеспечивать людям возможность участия в создании демократического, справедливого и равного общества, где терроризму не будет места. Дальнейшая задача образования - это улучшение взаимопонимания между различными группами и культурами и одна из основных целей любого культурного мероприятия должна заключаться в борьбе с терроризмом и создании атмосферы терпимости, диалога, взаимопонимания, уважения и плюрализма. Это поможет разрушить некий героический имидж, который был создан вокруг террористов и исключить возможность принятия обществом терроризма в каком бы то ни было виде.

Вы спросите меня, возможен ли такой мир: с уважением, терпимостью, плюрализмом? В истории уже существовало такое сообщество христиан, мусульман, евреев, которые создали потрясающе жизнеспособную цивилизацию. Средневековая Испания и была таким местом, где встретились три великие цивилизации: христианская, арабо-берберская и иудаистская. И такое многокультурное пространство оставило после себя очень интересное наследие. Этот симбиоз трех культур продемонстрировал возможность социального сосуществования и культурного обмена между членами всех трех религий в тот период времени. Ислам не означал отмену культуры вина и обязательное ношение паранджи. Средневековая Испания, где встретились и стали взаимодействовать представители трех разных культур, должна и нам подавать положительный пример.

Владимир Кошаев, доктор искусствоведения, профессор, зам. декана факультета искусств МГУ имени М.В.Ломоносова

«Функции искусства и искусствоведения в формировании докатегориальных установок социализации личности»

Что делать художнику и искусствоведу в ситуации возрастающей активизации терроризма и его идеологии? Дело в том, что мы все время сталкиваемся с проблемой, что технологии искусства не имеют социального звучания и значения в процессе воспитания в широком смысле. Есть художник и вся большая сфера искусства, но есть еще народ, который должен воспринять это искусство и, воспринимая его, люди сами преобразуются и перевоспитываются. Но тут проблема заключается в том, что народ не имеет точного представления о своем прошлом, истории и культуре. И в стандартах образования существует выбеленность исторической памяти.

С другой стороны, мы не имеем дидактических разработок для воспитания детей маленького возраста от полутора до пяти лет. Они живут по другим законам, не по законам интеллектуального, а докатегориального мышления, которое потом сохраняется на всю их дальнейшую жизнь. Искусство и есть тот способ, который позволяет сохранять паузу в том пространстве, которое жестко детерминировано товарно-денежными отношениями. (А терроризм - это тоже товар, как мы понимаем). Оно жестко детерминировано в целях тех корпораций, которым неинтересна национальная идентичность. Искусство является важным инструментом развития и самореализации личности в этом сложном социальном пространстве.

Профессор Галина Зубкова

Терроризм - это явление из серии разделяющего, расчленяющего, разводящего друг от друга. Он строится на превосходстве одного над другим, на том, что «мы» самые лучшие, а не «они», которые вообще «не люди». А искусство способствует как раз объединению, потому что строится на единых категориях, на принятии идеи всеединства. Совместное творчество объединяет людей и, прежде всего, детей разных религий и конфессий. Это главная потребность и функция искусства объединять и соединять людей в творчестве своего общего пространства.

Наталья Никитина, профессор, доктор философских наук

«Терроризм и проблема взаимодействия культур»

Сегодня терроризм приобрел мировой масштаб и идет в ногу с глобализацией, которая его порождает. В орбиту мирового социокультурного целого втянуты всевозможные культуры, которые находятся на разных ступенях исторического развития. У каждой из них своя дата рождения и, что самое сложное, есть свое неповторимое и непереводимое я. С моей точки зрения, иллюзорно думать, что можно достичь полного взаимопонимания культур. В каждой из них очень тонко увязаны религиозные, поведенческие, моральные, эстетические предпочтения. Это целостность, которую очень трудно воспринимать.

И когда они входят в орбиту мирового целого то возникает не только проблема взаимопонимания культур, но и решения ими собственных задач, собственного развития и построения. Многие культуры зачастую объективно оказываются на периферии этого мирового целого.

Если посмотреть на постсоветское пространство, то получается такой исторический парадокс. После десятилетий советского интернационализма и атеизма, наступил ренессанс и расцвет докапиталистических форм культуры. Это выразилось, прежде всего, в ренессансе религии и связанного с ней национализма. Но этот процесс зачастую проходит в формах и понятиях первобытной культуры. Это, прежде всего, касается представления о чужом, согласно которому человек, который не принадлежит моему роду или народу, уже не является таковым и по отношению к нему не существует никаких прав и нет никаких моральных обязательств. Это очень сильный предрассудок. Даже у Аристотеля он присутствует, когда мыслитель разделяет людей на греков и «варваров», у последних из которых нет разумной части души и которые способны выполнять только тяжелую физическую работу. Между греками и «варварами» войн быть не может, греки ведут только охоту на них, подчеркивал философ. Поэтому феномен безумной жестокости современных терактов идет еще оттуда, от античных времен.

Покончить с терроризмом можно только в том случае, если понять его корни, которые уходят глубоко в архаическую культуру. Возвращение патриархальных форм культуры неспособно остановить современных процессов глобализации, интеграции и разделения труда.

Человек не рождается террористом, приверженцем той или иной религии, или профессионалом в какой-либо области. Культуру иногда называют вторым рождением человека. Между биологическим и культурным рождением человека лежит сложный процесс родов, который называется образованием. Именно через сферу образования можно создать коммуникацию, которая приведет к взаимопониманию культур. Образование создает общее культурное прошлое, опираясь на которое представители разных стран и религий могут найти общий язык и понимание друг друга. Если мы в Москве и Нью-Йорке  читали, к примеру, Гомера, то у нас уже есть такое общее культурное прошлое. Познание искусства, его истории — это один из самых действенных способов образования и взаимопонимания культур.

Татьяна Шутова, старший преподаватель кафедры словесных искусств факультета искусств МГУ имени М.В.Ломоносова

«Нельзя и надо». Из истории русского терроризма времени Серебряного века»

Я хочу предложить модель террористического акта, как некого спектакля. Это спектакль, в котором есть действующие лица (террористы), жертвы, которые оказались не в то время и не в том месте, и, конечно, есть режиссеры и есть спонсоры. Самое главное в этом спектакле — это зрители, мы с вами, и то, как мы к этому относимся.

Интересно посмотреть, как в разное время мы, зрители и свидетели, относились к терактам. Возьмем Россию сто лет назад. Это было царство террора: пять лет до первой русской революции 1905 года и пять лет после. 17000 убитых в терактах, из них 8000 случайных прохожих, 43 градоначальника, 46 губернаторов, три министра и один премьер-министр Петр Столыпин. Эту эпоху руководитель и идеолог русского террора Борис Савинков назвал «временем пышных похорон», а террористов «ангелами смерти». Он происходил из очень культурной дворянской семьи, учился в Варшаве и Германии, и тем не мене стал идеологом этого кровавого кошмара.

Во время ответных репрессий царского правительства было повешено 6000 человек, 80.000 сослано в Сибирь на каторгу. В этой ситуации русское образованное общество по своей извечной традиции к униженным и оскорбленным делится на две части, большая из которых сочувствует террористам. Дмитрий Мережковский, известный русский писатель с европейским именем, дружит с Савинковым до конца его жизни. Жена Мережковского, Зинаида Гиппиус была литературной наставницей и издательницей первого романа Савинкова «Конь бледный», а утонченный Волошин посвящал ему стихи. Терроризм воспринимался ими в парадигме «нельзя и надо», как неизбежное средство борьбы за лучшее будущее.

Другой менее известный русский революционер и террорист Илья Фондаминский (Бунаков) курировал боевую группу эсеров. Огромные деньги его жены шли на подготовку терактов, в частности на убийство дяди Николая II кн. Сергея Александровича. В 2005 году он был канонизирован вселенской православной церковью в Константинополе по просьбе части потомков русской эмиграции. И в этом тоже выражается наше отношение к террору. Основанием для его канонизации послужило то, что Фондаминский отказался от прежних террористических взглядов, издавал христианские журналы в эмиграции, а под конец жизни принял православие и мученически погиб в Освенциме в 1942 году.

Еще один, более современный пример такого двоякого отношения к терроризму — это захват Буденовска чеченскими террористами в 1995 году и вынужденные переговоры тогдашнего премьер-министра Виктора Черномырдина с главарем боевиков Шамилем Басаевым. Наверное, это был один из самых трагичных моментов в биографии Виктора Степановича, этого, без сомнения, замечательного человека и политика.  Но часть жителей Буденовска до сих пор не может ему простить, что он не довел до конца штурм больницы и не уничтожил полностью банду Басаева.

 

Среди других участников конференции можно отметить доклад профессора и зав. кафедрой факультета искусств МГУ Ольги Крюковой о теме террора в русской литературе на рубеже 19-20 веков. На примере произведений Достоевского, Горького, Андреева она рассказала, как русские писатели создавали глубокие психологические портреты террористов и их жертв, как террор воспринимался русским обществом на рубеже веков и какая идейная борьба шла вокруг него. Разбирая рассказ Леонида Андреева «Губернатор», она показала схожесть методов тогдашних террористов с сегодняшним временем, когда в почтовых посылках высшим должностным лицам подсылались бомбы, как это недавно произошло с президентом Франции и премьер-министром Италии.

Среди других выступавших можно отметить доклад американского профессора Мэрлин Робитейл «Подготовка американских студентов по безопасности». Она сообщила о том, какие меры принимаются в американских университетах по обеспечению безопасности учащихся как внутри страны, так и в зарубежных поездках.

Студентка отделения истории искусств Валерия Королева сделала интересный доклад о восприятии войны и терроризма в работах известных фотографов, побывавших в «горячих» точках и на местах терактов. Кандидат политических наук Владимир Фадеев остановился в своем выступление на парадигме «культуры войны» и «культуры мира» в борьбе с терроризмом.

В целом на конференции прозвучало около 11 докладов и выступлений, что создало удивительно объемную картину такого явления и идеологии как терроризм, который сопровождал человечество на протяжении разных исторических эпох и своими корнями уходит вглубь первобытного архаического сознания человека.

Материал подготовил Олег Простаков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий (0)

Имя:
Комментарий:
Код подтверждения: