Аналитика
28.01.2011
Интернет наполнен мнениями о проблемах России, терактах, политике, бандитизме, коррупции. Адекватные мнения я затрагивать не буду, они не нуждаются в комментариях. Они радуют и вселяют надежду, что не так все плохо. Но большинство отзывов и мнений меня «пугают». Пугают тем, что люди совершено, перестали думать своей головой, а занимаются только поиском виноватых в своих собственных проблемах.
27.01.2011
Сегодня 26 января 2011 г. – день траура, день скорби по жертвам чудовищного теракта в аэропорту Домодедово.
19.01.2011
В городе Колчестер, который расположен в графстве Эссекс и считается самым древним городом на Британских островах, власти намерены обустроить специальные зоны для пьющих жителей. Эта инициатива была разработана членами местного городского совета.

Все новости

Каледарь

Все новости

Формирование установок толерантного сознания и гражданской идентичности, как факторов противодействия экстремизму

26.11.2010

 Шарафиева Л. Р.

г. Казань

 К сожалению, сегодня мы почти каждый день сталкиваемся с такими понятиями, как экстремизм, террористические акты, исламский радикализм и т.д., и подобные явления прямым или косвенным образом затрагивают каждого человека. При этом не каждый из нас отчетливо понимает и определяет данные понятия, о чём свидетельствуют данные мониторинга как среди населения, так и средств массовой информации, которые являются мощным средством влияния на общественное сознание. В первую очередь, это связано с недостаточной разработанностью проблемы экстремизма в целом на уровне общенаучного знания, в частности в сфере законодательства: что проявляется в сложности определения данного понятия и разделения его от прочих схожих терминов.

На сложность разграничения данного понятия указывал ещё до принятия Федеральных законов «О противодействии экстремистской деятельности» и «О противодействии терроризму» Устинов В.В.: «Сложность определения терроризма и учёными, и практиками (прежде всего - законодателями) неслучайно тесно увязывается с отсутствием чёткого научно обоснованного разграничения "экстремизма" и "терроризма" как в специальных законах, так и собственно в УК РФ» [1]. Если в настоящее время термин «терроризм» определён на уровне законодательства, то «описание категории "экстремизм" даётся через перечень действий, признаваемых нашим законодательством противоправными, и эти действия признаются Законодателем в качестве экстремистских» [2]. Существующим законом вводится понятие политического экстремизма, «однако религиозный экстремизм имеет и особенности, которые не учтены действующим законодательством» [3].

Подобное «недопонимание» специфики явления экстремизма прежде всего негативным образом отражается в массовом сознании, к примеру, отождествление экстремизма с исламским радикализмом, в целом с мусульманами, приводит к развитию исламофобии. «Следует отметить, что исламофобия существует прежде всего среди российской политической элиты, которая нередко своими высказываниями поощряет антиисламские настроения. Такое отношение к мусульманам порождает адекватную реакцию - русофобию. Русские начинают чувствовать на себе дискриминацию в отдельных регионах России, становятся заложниками ситуации, в том числе на Северном Кавказе» [3, с. 9].

В сложившейся ситуации важным представляется формирование установок толерантного сознания и гражданской идентичности, как взаимосвязанных явлений. Идея и уже реализованная федеральная целевая программа «Формирования установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)» не нова и уже воспринимается как определённая «догма». Однако развитие толерантности без формирования гражданской идентичности в современных условиях глобализации: стирания государственных и территориальных границ; и параллельной регионализации: образования диаспоральных отношений внутри одного государства, сохранении культурных различий, усилении чувства исключительности; может привести к усложнению консолидации общества в рамках единого государства. Так, «исследование более 30 постсоветских изданий современных этнических диаспор и меньшинств, проведённое ИЭА РАН, показало, что многие газеты, особенно в крупных российских городах, в последние годы не просто формируют и поддерживают этническую идентичность, но используют этот канал для духовного обособления своих этнических соплеменников в некие отдельные сообщества внутри России или региона» [4].

Однако, в тех регионах Российской Федерации, в которых реализуется программа развития толерантных установок, отмечается улучшение оценок межнациональных отношений. «Рост российской идентичности русских и падение значимости этнической идентичности сопровождается со стороны последних формированием толерантных установок: с 1997 по 2007 гг. среди русских Саха (Якутии) снизилась поддержка лозунга «Россия – для русских» (с 22,5 % до 12,7 %)» [5].

Принимая во внимание всё вышесказанное, представляется необходимой дальнейшая разработка существующих на данный момент научных представлений в области социально-психологических мер профилактики экстремизма. Сложность изучения данного вопроса с точки зрения психологической науки связана с малой степенью разработанностью явления экстремизма на уровне психологического знания: практически не выявлены психологические детерминанты, индивидуально-личностные особенности и т.д. Поэтому в качестве критериев исследования нами были выделены, такие характеристики как уровень развития толерантных установок, гражданской идентичности (посредством определения представленности этнической идентичности, содержания этнических стереотипов), определённые стереотипы и аттитюды для определения выраженности экстремистских наклонностей. Выявление готовности к социальному (например, межэтническому) взаимодействию и принятию иной культуры связано с содержанием стереотипов собственной и «чужой» групп. Так как нетерпимость, дискриминация и неравенство зачастую выступают именно на межгрупповом уровне, выражаясь в форме стереотипов, знание подобных продуктов социального восприятия и соответствующих психологических механизмов, может способствовать выявлению социальных установок на взаимодействие, а также возможному воздействию на них.

Таким образом, за основу гипотезы взято предположение о том, что уровень развития толерантности и гражданской идентичности взаимосвязаны и при достаточно высоком уровне развития данных критериев склонность проявления экстремистских наклонностей снижена. Для проверки гипотезы поставлена цель определения представленности и уровня выраженности толерантности, гражданской идентичности и экстремистских наклонностей в когнитивной, аффективной и поведенческой сферах личности, и в создании на основании полученных данных опросника для выявления экстремистских наклонностей личности.

Методологическая основа исследования определяется её междисциплинарным характером, обусловленным полифункциональной природой объекта исследования, и лежит на стыке социальной психологии, психологии социального познания, психологии личности, юридической психологии и социологии.

Эмпирическая база исследования представлена тремя группами испытуемых (выборками), которые были выделены на основании предварительного исследования, направленного на установление уровня развития толерантности. Сейчас определяется взаимосвязь между особенностями межличностного взаимодействия, уровнем развития гражданской идентичности и степенью проявления экстремистских наклонностей с помощью методик: «Типы отношений к окружающим» (Т. Лири); «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова); опросника - анкеты по выявлению экстремистских наклонностей.

На данный момент в психологической науке разработано понимание политического экстремизма [6]. Причины сводятся к деструктивному влиянию на личность, в данном аспекте Е.Н. Волков, эксперт с многолетним стажем в области оценки деструктивного воздействия на человека, предлагает применять следующую методическую схему экспертизы [7].

  • Выделение (вычленение) из анализируемой ситуации, свидетельств и документов основных социально-психологических смысловых элементов, способов и техник воздействия.

  • Последующее восстановление из них конкретной системы воздействия и описание процесса влияния на основании экспериментально выявленных закономерностей восприятия и реагирования реципиентов (мишеней влияния).

  • Рассмотрение анализируемых сюжетов как актов социальной коммуникации с определёнными социально-психологическими последствиями, и не по отдельным изолированным элементам, а в качестве именно целостных ситуаций в конкретном пространстве и времени, включающих все аспекты и обстоятельства, которые доказательно могут быть представлены как элементы системы воздействия.

А также, относительно молодёжной группы, к причинам относят особенности индивидуально-личностного склада. Т.В. Егорова среди подобных выделяет: «стремление молодых людей к автономии, отделению от мира взрослых, желание "сделать самого себя", необходимость самоуважения и самоутверждения, поиск эмоциональной сопричастности, возможности удовлетворения потребности властвовать, командовать над другими, страх одиночества, растерянность и неуверенность в себе, желание опираться на "сильную личность, которая внесёт ясность и порядок" зачастую приводят их в неформальные экстремистские объединения» [8].

Изучение признаков проявления экстремистских наклонностей представлено в трудах немецких ученых. «Среди характеристик поведения участников неформальных экстремистских объединений социальные педагоги Германии выделяют также желание молодёжи жить, получая удовольствие, "здесь и сейчас". На вопрос, что считается наиболее важным в жизни скинхедов, В. Бенц получил следующие ответы: получать удовольствие, танцы, выпивка, секс, футбол, как можно больше удовольствий, чувство команды, единение, провокации и насилие против "чужаков", свобода. Идеи "свободы", "освобождения" являются очень важными для молодых людей» [8, с. 85].

К мерам по противодействию большинство исследователей явления экстремизма относят необходимость проведения комплексных экспертиз при рассмотрении уголовных дел, связанных с идеологической мотивацией с признаками экстремизма, политического национализма и сепаратизма, которые требуют профессиональных знаний, в области:

  • знаний исследуемой территории во всём её своеобразии, имея в виду максимальную конкретизацию (географическую, историческую, экономическую, демографическую, политическую) сегодняшней ситуации, ибо у экстремизма есть особенности в каждой стране и регионе;

  • установления наличия противоправного психологического воздействия;

  • определения мотивов преступления, в особенности, если имеет место религиозный экстремизм.

Таким образом, для повышения эффективности социально-психологической экспертизы необходимо дальнейшее теоретическое и практическое изучение экстремизма в психологической науке. Результатом которого явилось бы определение причин вовлечения людей в экстремистские организации (что повысило бы результативность профилактических мер), индивидуально-личностных свойств (черт) субъекта, осуществляющего экстремистскую деятельность, создание адекватной методики для выявления экстремистских наклонностей.

 

Литература


  1. Устинов В.В. Правовое регулирование и механизмы противодействия экстремизму в Российской Федерации: действующая нормативно-правовая база и перспективы её совершенствования // Государство и право.   2002.   № 7.   С. 41.

  2. Гиренко Н.М. Законодательство об экстремизме в контексте социальной антропологии // Журнал социологии и социальной антропологии.   2003. – Том VI.   № 4.   С. 191.

  3. Макаров А.В. Правовая основа профилактики политического и религиозного экстремизма в России // Государственная власть и местное самоуправление.   2005.   № 11.   С. 11.

  4. Малькова В.К. Формирование этнической идентичности с помощью СМИ в диаспорных группах в России // Этносоциология в России: научный потенциал в процессе интеграции полиэтнических обществ: материалы международной научно-практической конференции. Казань, 26-28 июня 2008 г. / Отв. ред. Р.Н. Мусина.   Казань: Инст. истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009.   С. 226.

  5. Рыжова С.В. Факторы формирования современной российской идентичности // Этносоциология в России: научный потенциал в процессе интеграции полиэтнических обществ: материалы международной научно-практической конференции. Казань, 26-28 июня 2008 г. / Отв. ред. Р.Н. Мусина.   Казань: Инст. истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009.   С. 236.

  6. Ольшанский Д.В. Политико-психологический словарь.   М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.   С. 545-546.

  7. Волков Е.Н. Преступная эксплуатация когнитивной, поведенческой и эмоциональной незащищённости - базовые механизмы, основные признаки и проблемы экспертного выявления // Материалы международной научно-практической конференции «Профилактика психологического насилия, манипулирования сознанием и развитие критического мышления в молодёжной среде».   Киев, 27-28 мая 2004 г.   С. 117, 109-122.

  8. Егорова Т.В. Особенности поведения молодёжи в неформальных объединениях экстремистской направленности (на материале Германии) // Информационно-аналитический журнал. Актуальные проблемы современной науки.   2004.   № 4.   С. 86.



Оставить комментарий (0)

Имя:
Комментарий:
Код подтверждения: