Аналитика
28.01.2011
Интернет наполнен мнениями о проблемах России, терактах, политике, бандитизме, коррупции. Адекватные мнения я затрагивать не буду, они не нуждаются в комментариях. Они радуют и вселяют надежду, что не так все плохо. Но большинство отзывов и мнений меня «пугают». Пугают тем, что люди совершено, перестали думать своей головой, а занимаются только поиском виноватых в своих собственных проблемах.
27.01.2011
Сегодня 26 января 2011 г. – день траура, день скорби по жертвам чудовищного теракта в аэропорту Домодедово.
19.01.2011
В городе Колчестер, который расположен в графстве Эссекс и считается самым древним городом на Британских островах, власти намерены обустроить специальные зоны для пьющих жителей. Эта инициатива была разработана членами местного городского совета.

Все новости

Каледарь

Все новости

Ошибки, влияющие на расследование преступлений террористического характера

26.11.2010

Бакуева Р.Х.

г. Грозный

 Отрицательным последствием перемен происходивших в обществе за последнее 15 лет стало значительное ослабление координационно-управленческой функции государства. Это не позволило адекватно и эффективно противодействовать развивавшимся в стране разрушительным процессом, к которым, безусловно, можно отнести рост и распространение преступности, в первую очередь организованной. Она не только дестабилизирует экономику, оказывает разрушительное влияние на политику и общественную жизнь, но и становится угрозой безопасности государства и общества.

По этим основаниям из всей совокупности преступлений необходимо выделить наиболее тяжкие и опасные – умышленные убийства и терроризм. Именно по раскрываемости этих преступлений люди судят о способности государства обеспечить их безопасность. Это отчетливо проявилось в последнее время.

Сегодня терроризм - это из наиболее обсуждаемых явлений российской действительности. Средства массовой информации широко освещали террористические акты, совершенные в Москве, Ростовской и Тульской областях, в г. Беслане, и их трагические последствия. Итог таких преступлений трагичен – массовая гибель людей, огромные материальные потери, колоссальный моральный вред всему обществу, в том числе создание обстановки неуверенности в собственной безопасности, взаимного недоверия, злобы и ненависти.

Оперативно-розыскными службами и органами предварительного следствия производится огромная работа, в результате которой раскрыты десятки заказных убийств, сотни бандитских нападений, тысячи других тяжких преступлений. Но добиться главного – неотвратимости ответственности за совершенные преступления – удается далеко не всегда.

По данным МВД России, в 2004 г. расследовалось 236 актов терроризма, однако раскрыть удалось только четвертую часть преступлений. В 2002 – 2003 гг. зарегистрировано 62,5 тыс. убийств, за 2004 г. – 31553, почти каждое пятое из них не раскрыто.

Между тем практика показывает, что умышленные и другие тяжкие преступления против личности зачастую остаются не раскрытыми из-за серьезных просчетов в организации следственной и оперативно-розыскной деятельности.

Просчеты и различные нарушения начинаются уже на первоначальном этапе расследования, когда осмотр места происшествия проводится поверхностно, работа по установлению преступников не ведется «по горячим следам». Далеко не всегда к осмотру места происшествия подключаются необходимые специалисты, не принимаются меры к обнаружению и изъятию объектов, содержащих следы преступления, для их дальнейшего экспертного исследования.

Создаваемые для раскрытия преступлений «по горячим следам» следственно-оперативные группы выполняют большой объем работы. Однако их деятельность зачастую надлежащим образом не организована. Следователи, как правило, не руководят работой оперативных сотрудников; четкое планирование совместных действий отсутствует. Ведь давно известно, что там, где первоначальные розыскные мероприятия и следственные действия в течение первых трех суток проводятся целеустремленно и продуманно, раскрываемость в три – четыре раза увеличивается, в частности умышленных убийств.

В 2003 – 2004 гг. состояние работы по раскрытию и расследованию убийств, в том числе серийных, и других тяжких преступлений против личности было изучено в Волгоградской, Калининградской, Пермской, Московской, Липецкой областях и ряде других регионов. И к сожалению, результаты изучения показали наличие многочисленных проблем. С разными вариациями, но почти везде при наличии явных признаков серийности преступлений дела соединялись спустя длительное время, оперативно-розыскные мероприятия расследования по ним шли не шатко, ни валко, продуманные планы работы не составлялись.

Взаимодействие следственных подразделений прокуратуры с оперативным составом органов внутренних дел надлежащим образом не налажено. Совместные планы расследования уголовных дел о тяжких преступлениях если и имеются, то зачастую формальны, неполны и неконкретны. Версии не выдвигаются, конкретные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по их обработке планируются далеко не всегда. Руководство органов внутренних дел оперативные планы не утверждают, ведомственный контроль за их реализацией не ведет.

Например, в одном из районов Московской области зарегистрирован факт безвестного исчезновения Чернецкого. Было известно, что незадолго до этого в его доме проживал выходец из Дагестана, с которым они часто распивали спиртные напитки. Когда Чернецкий пропал, его квартирант поместил в местной газете объявление о продаже дома по явно заниженной цене. Сотрудники уголовного розыска должную оценку этим обстоятельством не дали, начальник органа внутренних дел разрешение материала не контролировал. Так появился необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела. Данный факт выявлен Генеральной прокуратурой РФ, незаконное постановление отменено, возбуждено уголовное дело об убийстве.

Оперативное сопровождение расследование уголовных дел ведется формально, не наступательно. Взаимодействие с управлениями по борьбе с организованной преступностью и подразделениями уголовного розыска при расследовании и раскрытии особо тяжких преступлений осуществляется не в полной мере и, как правило, в упрощенной форме – исполнение оперативными сотрудниками отдельных поручений следователей по конкретным уголовным делам.

Не налажено необходимое взаимодействие между территориальными органами ФСБ и МВД России даже на уровне обмена информацией, их оперативные возможности по раскрытию преступлений используются не в полной мере.

Как правило, дела оперативного учета заводятся в установленные сроки, однако большую часть накапливающихся в них материалов составляют копии следственных документов. Оперативно-розыскная работа по ним формально и по шаблону. На место совершения преступления оперативная группа выезжает не в полном составе. Обработка жилого сектора и территории, прилегающей к месту совершения преступления, осуществляется без участия сотрудников милиции общественной безопасности.

Возможности граждан, оказывающих содействие органам внутренних дел на конфиденциальной основе, используются неэффективно. В связи с этим добывается мало информации, способность внести ясность в картину происшедшего, определить лицо или узкий круг, причастных к преступлению, акцентировать на них внимание и построить оперативно-розыскную деятельность по обработке одной рабочей версии.

Версии о возможной связи расследуемого преступления с деятельностью террористической организации организованной преступной группы выдвигаются и обрабатываются редко.

Показательным (в отрицательным смысле по количеству допущенных ошибок и нарушении) является расследование Красногорском УВД Московской области уголовного дела, возбужденного в 2002 г. по факту взрыва на участке автодороги неустановленного взрывного устройства. С самого начала постановлением прокурора была создана следственная группа. При этом ряд допросов свидетелей осуществлялся дознавателями УВД, не включенными в состав этой группы. Рядом с местом взрыва при осмотре были обнаружены автомат и пистолет, приобщенные к делу в качестве вещественных доказательств, но номера и марки оружия в постановлении не указаны. Постановление о назначении взрывотехнической экспертизы не содержало какой-либо информации о предмете исследования. Анализ ситуации по делу не проводился. Потерпевшие по делу не признаны, объект преступного посягательства не установлен. Совместной работы следствия с оперативным составом Красногорского УВД не прослеживается. По делу имеются и другие многочисленные просчеты и нарушения.

Законодательство об оперативно-розыскной деятельности представляет широкие возможности для использования специальных средств в целях раскрытия преступлений. Однако они, как правило, не реализуются. Прослушивание телефонных переговоров, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и оперативный эксперимент, наблюдение, иные специальные и технические средства и приемы как на первоначальном этапе раскрытия преступления, так и в дальнейшем используются редко, а в некоторых районах практически не применяются. Это значительно снижает возможности по раскрытию преступлений.

Вместе с тем имеются приемы эффективного взаимодействия следственных и оперативных при раскрытии актов терроризма.

Так, по факту взрывов возле торгового комплекса «Тушино» в Москве оперативным штабом СКМ МВД России проводился комплекс оперативно-розыскных и технических мероприятий в рамках расследования уголовного дела. Было установлено, что террористы, как организаторы, так и исполнители, при подготовке и совершении преступлений пользовались мобильной связью. На основе анализа сложившийся ситуации и схемы совершения предыдущих терактов в Министерство связи Российской Федерации было направлено письмо с просьбой об отключении на сутки системы кодирования телефонных станций Москвы и Московской области. Для выполнения поставленных задач оперативный штаб использовал помощь граждан, организаций и фирм, в частности операторов сотовой связи региона. При их содействии определялась дислокация участников теракта. За счет сокращения объема шифрования на базовых станциях, без применения одного из способов передачи цифровых сигналов аппаратов сотовой связи, в течение суток органы внутренних дел получали информацию только о технических характеристиках мобильных телефонов абонентов сотовой связи, выходивших на связь в районе взрыва, и не осуществляли прослушивание телефонных переговоров. Нарушений конституционных прав граждан при этом допущено не было. В результате группа преступников была установлена, найдены и обезврежены шесть «поясов шахидов», что позволило предотвратить новые человеческие жертвы.

Такие примеры пока единичны, но их нужно брать на вооружение.

В целом оперативно-розыскная деятельность правоохранительных органов по выявлению, пересечению и раскрытию преступлений террористической направленности, установлению источников финансирования террористов и экстремистских организаций находится не на должном уровне.

В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации ведущая и координационная роль в борьбе с терроризмом отведена Главному управлению по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) СКМ МВД России – Центру по борьбе с терроризмом (Центру «Т»). В задачи Центра входит в первую очередь организация работы территориальных подразделений по борьбе с организованной преступностью.

Однако результаты оперативно-розыскной деятельности свидетельствуют о формальном подходе к этой проблеме на местах.

Можно с уверенностью констатировать, что работа по раскрытию преступлений террористической направленности и принимаемые в связи с этим меры не адекватны оперативной обстановке. Недостаточный уровень оперативного сопровождения уголовных дел о терроризме сказывается на раскрываемости преступлений данной категории. В связи с этим значительное количество дел приостанавливается производством ввиду не установления лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемого, после чего прекращаются и оперативно-розыскные мероприятия.

Анализ обстоятельств совершения преступлений этой категории свидетельствует о профессионально планируемом, координируемом и групповом характере преступных действий террористов. Руководители и организаторы этих преступлений знакомы с тактикой и методикой действий правоохранительных органов и строят свои планы с расчетом на это.

Взять хотя бы взрыв на автобусной остановке по Каширскому шоссе в Москве и взрыв в г. Воронеже в начале 2004 г. Сначала эти факты квалифицировались органами милиции как хулиганство, несмотря на то, что взрывные устройства были начинены большим количеством поражающих объектов и явно нацелены на причинение вреда большому числу людей. По привычке пошли по пути наименьшего сопротивления. И только после взрывов сначала в г. Воронеже, затем в двух самолетах стало ясно, что это были террористические акты. Возможно, если сразу дали бы правильную оценку всем обстоятельствам события преступления, задействовали необходимые оперативно-розыскные силы при должном их взаимодействии, то смогли бы предотвратить последующие трагедии с гибелью людей и самолетов.

По-прежнему подавляющее большинство уголовных дел возбуждается по фактам уже совершенных актов терроризма, а не по материалам оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов. Современные реалии требуют иного подхода. Многие человеческие жизни от концентрации усилий правоохранительных органов, и в первую очередь органов внутренних дел, как наиболее приближенной к населению структуры. Усилия необходимо направить на выявления терроризма уже на стадии приготовления к преступлению. Во многом формирование правильного направления и повышение эффективности этой работы зависят от качества прокурорского надзора.

Поскольку терроризм, порождается многими социальными, политическими, психологическими, экономическими, историческими и иными причинами, то и борьба с терроризмом представляет собой исключительно сложную задачу. Надо полагать, что указанные причины и должны быть объектом профилактического вмешательства, но сделать это на практике очень трудно, так как основная часть этих причин связана с обладанием государственной властью, распределением собственности, торжеством той или иной идеологии, изменением национальной и социальной структуры общества. Кроме того, на фоне постоянно организующихся совещаний властей, посвященных мерам по усилению борьбы с терроризмом, наблюдается явная неспособность, несогласованность и неорганизованность действий правоохранительных органов и спецслужб по борьбе с террористической деятельностью, а также их недостаточная информированность и техническая освещенность.

К сожалению, приходится констатировать факт, что терроризм неискореним, так как является частью извечного и неумирающего спутника человечества – преступности. Невозможно представить себе, чтобы когда-нибудь исчезли с лица земли неистовые и слепые искатели правды и справедливости, готовые пожертвовать собой и другими для всеобщего счастья или гегемонии своей социальной или национальной группы. Также невозможно представить, чтобы больше не рождались на земле люди, которые путем террора решают свои корыстные задачи, причем не только материальные, а якобы ради торжества всеобщего равенства. 

Нормативные акты


  1. Уголовный Кодекс РФ от 12.01.2006 г.

  2. Федеральный закон РФ «О борьбе с терроризмом» от 9.07.1998 г.

  3. Международная конвенция «О борьбе с бомбовым терроризмом» от 15.12.1997 г.

  4. Указ Президента Российской Федерации № 34 «О мерах по противодействию терроризму».

  5. Федеральный закон «Об оружии» от 13.11.1996 г.

 

Литература


  1. Алексеев А.И. Координация деятельности органов следствия и оперативных служб по расследованию терроризма // Следственная практика.   М., 2005. – Выпуск 167.

  2. Антоньян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование.   М., 1998.

  3. Большая Советская Энциклопедия.   М., 1976.

  4. Киреев М.П. Проблемы борьбы органов внутренних дел с актами терроризма // Терроризм: современные аспекты.   М., 1999.

  5. Лебедев В.М. Научно-практическое пособие по применению УК РФ.   М., 2005.

  6. Мозяков В.В. Руководство для следователей.   М., 2005.

  7. Моторный И.Д. Защита гражданских объектов от терроризма.   М., 2005.

  8. Петрищев В.Е. Правовые и социально-политические проблемы борьбы с терроризмом // Государство и право. – 1998.   № 3.

  9. Сафонов И.И. Организация раскрытия и расследования терроризма.   М., 2004.

  10. Терроризм: психологические корни и правовые оценки. Круглый стол журнала “Государство и право” // Государство и право. – 1995.   № 4.

 



Оставить комментарий (0)

Имя:
Комментарий:
Код подтверждения: