Аналитика
28.01.2011
Интернет наполнен мнениями о проблемах России, терактах, политике, бандитизме, коррупции. Адекватные мнения я затрагивать не буду, они не нуждаются в комментариях. Они радуют и вселяют надежду, что не так все плохо. Но большинство отзывов и мнений меня «пугают». Пугают тем, что люди совершено, перестали думать своей головой, а занимаются только поиском виноватых в своих собственных проблемах.
27.01.2011
Сегодня 26 января 2011 г. – день траура, день скорби по жертвам чудовищного теракта в аэропорту Домодедово.
19.01.2011
В городе Колчестер, который расположен в графстве Эссекс и считается самым древним городом на Британских островах, власти намерены обустроить специальные зоны для пьющих жителей. Эта инициатива была разработана членами местного городского совета.

Все новости

Каледарь

Все новости

Молодежные субкультуры как фактор наркотизации

26.11.2010

Лупежев А.Ю.

г. Ростов-на-Дону

Мотивы изучения молодежной субкультуры разнообразны. Кто-то стремится таким образом найти способ улучшения своих отношений с детьми, учениками, соседями. Другие ищут в культуре молодых будущее современной культуры, надеясь оказаться готовыми к грядущим переменам. Многие приходят к ее изучению, желая помочь молодежи в решении проблем. В любом случае очевидна актуальность исследований, помогающих удовлетворить все возможные мотивы. Также, во всех случаях недостаточным оказывается информированность, наличие знаний о различных аспектах молодежной субкультуры. Построение диалога с новым поколением требует герменевтического, понимающего подхода.

Разнообразным может быть и отношение к объекту изучения. Молодежная субкультура может рассматриваться как богатый источник инноваций и открытий в искусстве, моде, формах досуга; как вариант примитивной массовой культуры, продукт медиа-индустрии; как форма творческой активности молодых, не находящей принятия и поддержки со стороны официальной культуры; как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых.

Для нашей страны в современной ситуации наиболее актуальным становится последнее. Так, А.В. Мудрик указывает, что, осуществляя социальное воспитание педагогам необходимо иметь представление об особенностях и характерных чертах подростково-юношеской субкультуры, что позволит минимизировать её негативное влияние .

Одним из возможных аспектов этого «негативного влияния» выступает наркотизация молодежи в субкультурах. К сожалению, во многих современных субкультурах употребление психоактивных веществ является в большей или меньшей степени значимым атрибутом (элементом), который может выступать как ритуал приобщения к субкультуре, способ идентификации, достижения аутентичности, формой протеста по отношению к остальной культуре и др. Отсюда предмет нашего анализа – молодежная субкультура как фактор наркотизации.

Для начала обратимся к самому понятию «субкультура». В самом общем виде, субкультура – это некоторая особая (особенная) культура в рамках общей культуры общества. «Особость» субкультуры определяется отличием образующих ее ценностей, норм, культурных форм, от принятых в общей культуре. Вместе с тем субкультура неразрывно связана и даже производна от общей культуры. Данная интерпретация удобна для культурологического анализа. Культура общества выступает здесь как единство в многообразии, подчеркивается ее принципиально плюралистический, вариативный характер.

Социологи делают акцент на связь субкультуры с определенной социальной группой людей, например, "субкультура - это социальная, этническая или экономическая группа с особым собственным характером в пределах общей культуры общества" (С. Фрис). В таком контексте это понятие используется для определения образцов поведения и ценностей у различных меньшинств. Предметом исследования при таком подходе может выступить субкультура мормонов в США или субкультура старообрядцев в России, субкультура китайской диаспоры в Великобритании или субкультура криминального сообщества (мафии) в Италии. В таком подходе решаются проблема отношений и взаимодействий субкультуры с обществом, проблема сосуществования субкультур.

Важно отметить, что в любом определении понятия субкультура подчеркивается принципиально немассовый, в известном смысле экзотеричный ее характер, явное или скрытое противопоставление общей культуре. Вектор становления субкультуры противоположен вектору установления культурного господства.

Понятие «Молодежная субкультура» не сразу стало описываться и анализироваться именно как субкультура (в данной модели). Ему, можно сказать, отказывали в равноправии с иными субкультурами (этническими, религиозными). Его феномены длительное время рассматривались как «девиации» (отклонения от норм) и как таковые привлекали внимание в большей степени криминологов, чем культурологов. Собственно начало исследовательских разработок молодежных субкультур связывается с традициями городской этнографии. Оформление собственно научного подхода со своей методологией включенного наблюдения относится к 1920-м годам, когда группа социологов и криминологов из Чикаго начала собирать данные о подростковых уличных бандах и различных девиантных группах. Акцент на исследовании субкультуры девиантных групп молодежи доминировал в течении нескольких десятилетий).

Это связано, по-видимому, с природой основного критерия, определяющего специфику молодежи как группы – возрастом. Как показано в работах В.И. Слободчикова, категория возраста не имеет отражательного статуса и смысла, эта категория складывалась и функционировала стихийно и поэтому включала в себя многие культурно-ситуативные смыслы. Каждый конкретный возраст всегда имеет историю (социокультурные ориентиры) своего возникновения. Возраст специально конструируется в рамках определенной общественной практики и в целях управления этой практикой.

Анализ возрастной, поколенческой группы и ее субкультуры, таким образом, должен отличаться от анализа этнических или религиозных общностей (субкультур), прежде всего в отношении механизмов возникновения субкультуры и ее функций.

Молодежная культура создает пространство, в котором молодые люди могут себя чувствовать полномочными представителями, в то время как, в семье или в школе они чувствовали себя чужими и не имеющими никаких реальных полномочий. Молодежная субкультура обеспечивает чувство стабильности для молодых людей, предоставляя ясный набор ценностей и ролей.

По представлениям функционалистов, молодежная культура имеет общую социально-психологическую основу, поэтому как бы вовсе не обязательно выделять внутри этой целостности различные субкультуры - выделять какие-то стили, интересы или мировоззрения. Возрастные группы могли способствовать сохранности и поддержанию стабильности социальной системы. Однако, помимо этой интегративной функции они могли иметь и "дезинтегративную функцию", которая демонстрируется в девиантных группах сверстников.

Для социологов-функционалистов понятие "субкультура" было не более чем определением некоей группы сверстников, предоставлявшей подросткам способ обретения себя в мире. Далее они утверждали, что по мере перехода молодежи во взрослый мир существование и поддержание функционирования таких групп становятся лишними

Определяя субкультуру как совокупность специфических социально-психологических признаков, влияющих на стиль жизни и мышление определённых номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума), А.В.Мудрик рассматривает влияние субкультуры на социализацию детей как специфический механизм социализации, называемый им «стилизованный механизм».

Современные исследования ориентируются на изучение новых форм культурных активностей современной молодежи. Особенное внимание уделяется формам телесного ухода и наслаждения. Эксперименты со своей внешностью осуществляются уже не только через одежду, а через тело: бритье головы, татуировки, нанесение шрамов. Даже употребление наркотиков, рассматривается как своеобразный способом экспериментирования, манипуляции со своей телесностью и чувственностью.

Постмодернизм выступил с критикой представления о существовании некоей господствующей (репрезентативной) культуры и противостоящих ей субкультур. Влияние идей постмодернизма привело к тому, что на определенном этапе, на Западе практически перестали говорить о "субкультурах"

Жаргон – неотъемлемый элемент субкультуры. Формирование в рамках субкультур собственного жаргона обусловлено как собственно культурными механизмами (свойство и стремление любой культуры говорить «своим языком»), так и особенностями юношеского возраста. Открывая мир и себя в нём, подростки и юноши стремятся обозначить свои уникальные, с их точки зрения, открытия по-своему, не так как это принято. Этому как раз и служат жаргонные слова и выражения. Помимо этого, они позволяют компенсировать характерную для данного возраста ограниченную эмоциональную и «словарную» возможность выразить свои чувства и переживания.

Исследователи говорят о существовании и особого наркоманского жаргона. Отмечается проникновение элементов наркомаского сленга в повседневную речь большинства молодежи. Изучая уровень информированности несовершеннолетних о различных аспектах наркотизация, исследователи выяснили, что элементы наркоманского жаргона знакомы и широко используются уже младшими школьниками.



Оставить комментарий (0)

Имя:
Комментарий:
Код подтверждения: