Аналитика
28.01.2011
Интернет наполнен мнениями о проблемах России, терактах, политике, бандитизме, коррупции. Адекватные мнения я затрагивать не буду, они не нуждаются в комментариях. Они радуют и вселяют надежду, что не так все плохо. Но большинство отзывов и мнений меня «пугают». Пугают тем, что люди совершено, перестали думать своей головой, а занимаются только поиском виноватых в своих собственных проблемах.
27.01.2011
Сегодня 26 января 2011 г. – день траура, день скорби по жертвам чудовищного теракта в аэропорту Домодедово.
19.01.2011
В городе Колчестер, который расположен в графстве Эссекс и считается самым древним городом на Британских островах, власти намерены обустроить специальные зоны для пьющих жителей. Эта инициатива была разработана членами местного городского совета.

Все новости

Каледарь

Все новости

Влияние творческой среды

26.11.2010

Кара Ж.Ю.

г. Ростов-на-Дону

 Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее. В настоящее время ситуация сложна тем, что уровень агрессивности в обществе, экстремизма, конфликтов, социальной напряженности, пока не уменьшаются. Следует посмотреть на историю развития человеческого общества, государств, которые разделены границами и режимами между собой, и имеют противостояние друг другу. У каждого государства – своя культура. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между людьми. По прежнему сильно стремление к абсолютному господству, уничтожению независимости. Это видно не только на уровне внешней и внутренней политики государств, но и повседневном межличностном общении, массовое уничтожение, убийства, беженцы. Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве. Именно проблема безопасности человека становится доминирующей в современном мире. В современных условиях международные контакты становятся все более интенсивными и разнообразными. Все большее количество людей вовлекается непосредственно в различные формы межэтнического взаимодействия. Толерантность - ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства. Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных способностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем. Среди подростков виден рост подростковой преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций, в частности, носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушенная молодежь.

Толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. Но дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать в обществе. Поэтому так важно понятие «толерантность» которая, прежде всего, ориентировано на взаимоуважительные отношения граждан, на сохранение этнического и культурного разнообразия. Она выступает как приемлемая основа урегулирования социальных и межэтнических конфликтов, снятия напряжённости и достижения взаимоуважения интересов и ценностей всех сторон. Толерантность является результатом сознательного выбора и может быть определена как такой принцип взаимодействия человека с другими людьми, который следует из понимания, принятия и уважения множественности и многообразия бытия, признания неизбежности сосуществования индивидуальных различий, а также - из готовности выстраивать свой собственный мир настолько сильным и гибким, чтобы быть открытым для взаимодействия с другими. Современные попытки «идеологического противодействия» терроризму сводятся во многом к спонтанным этическим декларациям и не имеют достаточной аналитической основы. Вероятно, отчасти это происходит вследствие того, что значительная часть общества «рефлекторно» ориентирована на силовые методы противодействия терроризму. Поэтому, нам представляется важным выход на творческую среду как, по мнению зарубежных и отечественных психологов, на естественное стремление человека к творчеству, максимальному проявлению личностных качеств, которые заложены в человеке самой природой. Их реализация и развитие связаны, прежде всего, с условиями среды, в которой находится личность.

Среда – природная, информационная, культурная, творческая – рассматривается не только как социальный феномен, но и как жизненное и воспитательное пространство, в котором осуществляется самореализация и социализация личности. Каждый этап развития личности связан с решением определенных задач. Личность может менять свое место в социокультурной среде, постоянно развиваясь и конструируя свою социокультурную среду. Мобильность в среде, инвариантность различных проявлений создает особые условия для инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения, свободы социальной и творческой ориентации, оценок и предпочтений у личности. Для перехода от репродуктивного освоения социально опыта к конструированию собственных отношений и продуктивно-творческой деятельности необходимы творческая полноценность среды, обогащение ее располагающими к творчеству элементами, коррекция межличностных и деловых отношений, что целиком и полностью зависит от соответствующих социальных условий.

В последнее время многие ученые обратили внимание на то, что искусство, художественное творчество обладают великой целительной силой. Многие люди обнаружили, что художественная деятельность, восприятие разных видов искусства помогает им избавиться от стресса, агрессивности, решать проблемы, преодолеть тяжелые переживания, например, связанные с потерей близких людей, и даже избавиться от боли и других неприятных физических симптомов.

Искусство говорит с нами своим специфическим, неподражаемым языком о наших мыслях, чувствах, эмоциях. Краски, линии, формы, образы, звуки, слова, движения, жесты - это то, что использует вербальный и невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни, с внутренней реальностью, складывающейся из наших мыслей, чувств, восприятий и жизненного опыта. Художественные образы способны помочь нам понять самих себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой. Художественная деятельность обладает целительным эффектом, и это известно еще с древности. На протяжении всей человеческой истории искусство отражало мир человеческих страстей от бесконечной радости до глубочайшей печали, от триумфа до трагических потерь и служило людям как чудодейственное средство психологического и духовного возрождения.

Находясь в творческой среде восприятие мира человеком ближе, доступнее, понятнее именно в проявлениях творчества, и не только в аспекте искусства, а что важно в системе образования и в дальнейшей научной деятельности. Восприятие имеет две стороны. Одна из них рассматривает когнитивную сторону, где восприятие это результат деятельности системы анализаторов, первичный анализ, которого совершается в рецепторах и дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных [1]. Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей прямо из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции. «Человек воспринимает в первую очередь то, что соответствует его интересам и потребностям. В этом смысле и говорят, что отражение целенаправленно и само является активной деятельностью. С этой точки зрения восприятие и предстает как прижизненно формирующаяся система предметных перцептивных действий, с помощью которых человек строит образ окружающей действительности и ориентируется в ней» [2].

Построение образа воспринимаемого объекта тесно связано со способом его обследования. В процессе обучения при многократном восприятии объекта происходит видоизменение структуры действий с объектом (за счет погружения). Первоначально деятельность человека направляется и корректируется воздействием лишь внешних объектов. Образ неповторим, конкретен и не передается логикой. Выполнив свою функцию в регуляции поведения, некий образ теряет свою непосредственную чувственную основу и включается в жизненный опыт человека, приобретая статус представления. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.

В связи с тем, что в образе отражены одновременно такие разные свойства объекта, как его размеры, цвет, форма, фактура, ритм, можно сказать, что это целостное и обобщенное представление объекта - результат синтеза многих отдельных ощущений. В связи со своей целостностью образ уже способен регулировать целесообразное поведение. Воспринимать некий объект как образ - значит действовать по отношению к нему во внутреннем плане и получать представление о последствиях этих действий [2]. Восприятие очень часто называют перцептивной системой человека. Восприятие, таким образом, прирастает все новыми характеристиками. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что восприятие - это весьма сложный, но вместе с тем - единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас [3].

Другая сторона восприятия - художественная. В единое онтологическое целое сводит наше восприятие различные переживания, происходящие в нашей психике. Воздействие искусства на человека - это воздействие, вызывающее обычно не однозначную реакцию воспринимающего. Это обусловлено многозначностью художественного образа и возможной вариативностью художественного восприятия как выявления внутреннего состояния, внутренних условий психической жизни того или иного человека. М.С. Каган утверждает, что художественная деятельность есть проявление культуры, которое представляет конкретный способ удвоения реальной практики, удвоение реальной человеческой жизни, перенесение всех проблем действительного бытия в план воображаемой жизни.

Одним из ярких аспектов художественной деятельности является творчество, как некое информационное поле человека и возникшее с появлением самого человека, вспомним наскальную живопись, являющуюся и искусством, и рассказом, и пособием для людей того периода и т.д. и видоизменяющееся по мере развития самого человека. Главная цель человека со временем не меняется – это обогатить, улучшить, развить себя и свое окружение. Показать свой смысл существования, обозначить свои личностные ценности в жизни, любви, дружбе. Таким образом, для творческого роста молодого человека имеют значение цивилизованность, креативность среды, насыщенность материальными условиями, разнообразие качественных линий развития.

В научном творчестве, по мнению Сумбаева И.С. важно: сосредоточенность внимания на определенной теме; накопление и систематизация соответствующего материала; обобщение и получение выводов, контроль за их достоверностью посредством этого материала. Он выделяет черты творческого индивида: любовь к истине; умение трудиться; любовь к труду; внимание; наблюдательность; умение размышлять; критичность ума и самокритичность. Главное - это упорный и организованный труд – 1 % вдохновения и 99 % труда.

Исходя из вышесказанного, мы можем сказать, что творчество, в его широком понимании (художественная деятельность, научная деятельность, восприятие искусства, творческая среда и т.д.), является мощным инструментом в борьбе с идеологией терроризма и экстремизма. Оно находится на противоположном полюсе разрушений, конфликтов, войны. Находясь в творческой среде, у человека происходит формирование собственной толерантной жизненной позиции. Любое проявление терроризма и экстремизма вызывает отторжение и бурю отрицательных эмоций у творческой личности.

 

Литература


1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. // Атлас по психологии.   М.: Пед. общество России, 1999.   С. 136.

2. Грановская P.M. Элементы практической психологии.   СПб.: Свет, 2000.   С. 33-36.

3. Маклаков А.Г Общая психология.   СПб.: Питер, 2000.   С. 202.

4. Сумбаев И.С. Научное творчество.   Иркутск, 1957.

 



Оставить комментарий (0)

Имя:
Комментарий:
Код подтверждения: