- 09.02.2011Четыре мощных взрыва прогремели в Пакистане
- 09.02.2011Разговор о терроре в закрытом режиме
- 09.02.2011Задержаны четверо сообщников террориста из "Домодедово"
- 09.02.2011В. Васильев: По делу о теракте в Домодедово есть еще трое арестованных
- 08.02.2011Росавиация разъяснила правила предъявления документов в аэропортах
- 08.02.2011Группа террористов нейтрализована в Башкирии
- 08.02.2011Исламские вузы Туниса и Египта все больше превращаются в трибуну ваххабитов, считают во Всероссийском муфтияте
- 08.02.2011В Рунете появились "кибердружины", следящие за контентом
Методы взаимодействия, коммуникаций и координации общественных объединений и органов власти в деятельности по противодействию идеологии терроризма
26.11.2010
Богуславская В.Ф.
г. Ростов-на-Дону
Проблема терроризма сегодня является крайне актуальной для России. Терроризм превратился в повседневную реальность бытия россиян и граждан других государств постсоветского пространства. Если еще лет пятнадцать назад советские люди не без основания считали, что терроризм в их стране не может стать масштабной угрозой безопасности, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Кризисные процессы в экономике, крайне болезненные и противоречивые преобразования в социально-политической и духовной сфере породили целую гамму обстоятельств, способствующих разрастанию общественной опасности и географии террористических проявлений. Каждый день гремят взрывы в общественных местах, транспортных средствах и жилых домах, совершаются заказные убийства, похищаются люди. Метод террора как достаточно дешевое и действенное средство достижения разноплановых целей взят на вооружение представителями организованной преступности, политическими авантюристами, религиозными экстремистами, националистами и сепаратистами. В этих условиях проблемы организации эффективного противодействия терроризму превратились в предмет внимательного и заинтересованного изучения со стороны юристов, социологов, психологов, законодателей, представителей спецслужб и правоохранительных органов. И если еще пять лет назад террористическая проблематика являлась темой дискуссий для весьма узкого круга специалистов, то теперь она широко представлена в отечественных средствах массовой информации.
До определенного времени в нашей стране исследования терроризма носили в основном научно-теоретический характер и ориентировались на зарубежный опыт. К середине 90-х годов изыскания в этой области приобрели высокую практическую значимость. К сожалению, повседневная российская действительность в последнее время дает достаточно материала для специалистов, обращающихся к изучению проблем терроризма. К результатам такого изучения проявляет интерес широкий круг сотрудников отечественных органов правоохраны и спецслужб, на плечи которых ложится основная и самая опасная часть работы по борьбе с террористическими проявлениями. Однако совершенно неправильно считать, что только органы безопасности и внутренних дел ответственны за положение дел в области устранения угроз терроризма. Эта задача многоплановая, она требует решения на общегосударственном, а по отдельным вопросам - и на международном – уровне.
Приоритетным направлением в борьбе с терроризмом должно стать взаимодействие органов исполнительной власти всех уровней, специальными органами, СМИ и профилактическая деятельность, в осуществлении которой должны найти свое место органы законодательной и исполнительной власти, авторитеты официальной церкви, лидеры политических партий, широкая общественность.
В настоящее время предложена новая форма сотрудничества. В соответствии с решением Совещания руководителей специальных служб, органов безопасности и правоохранительных органов, в котором ежегодно принимают участие делегации более 50 стран и международных организаций. Создан Международный банк данных по противодействию терроризму, цель работы которого заключается в формировании единой межгосударственной информационной системы обеспечения антитеррористической деятельности. В указанном банке данных созданы самостоятельные разделы, в которых накапливается информация о средствах идеологического воздействия террористов, а также об инструментах для осуществления контрпропаганды. Доступ к банку данных смогут иметь спецслужбы и правоохранительные органы любого государства, заключившего соответствующее соглашение с Национальным антитеррористическим комитетом.
В соответствии с содержанием основных направлений противодействия терроризму антитеррористическая деятельность осуществляется посредством реализации комплекса мер, в ходе которых используются различные формы и методы - взаимосвязанные и согласованные между собой технологии, приемы и средства воздействия на субъекты терроризма; факторы, способствующие его возникновению и развитию; последствия террористических проявлений.
Практическое внедрение такой комплексной программы позволит проанализировать роль и характер взаимодействия органов власти, институтов гражданского общества, научного, образовательного, бизнес-сообщества и СМИ в антитеррористической деятельности. А так же эффективно использовать методы и средства противодействия идеологии терроризма различными организациями исполнительной власти.
Анализ методов борьбы с терроризмом, ведущейся на предприятиях, организациях и других объектах в России, США, Израиле и других странах, показывает, что успешная контртеррористическая деятельность зависит от правильного планирования, координации и управления мероприятиями и действиями силовых структур. Также немалое значение в этой борьбе отводится проведению охранно-организационных мероприятий и следованию тактике проведения антитеррористических акций. Особую важность представляют - в качестве дополнительной помощи силовым структурам - профилактические мероприятия на всех уровнях государственной, региональной и городской власти, на предприятиях промышленности и учреждениях.
Последние, вне зависимости от форм собственности, должны разработать планы проведения профилактических мероприятий, направленных на защиту от террористических актов. А в случае, если таковые уже произошли, - призваны сгладить их негативные последствия. При этом необходимо помнить, что последствия терактов, техногенных аварий и катастроф на объектах промышленности и жизнеобеспечения, как правило, одного и того же рода - это взрывы, пожары, выбросы ядовитых и радиоактивных веществ, гибель людей. Формы планов могут быть разными.
Наиболее удобным и не требующим значительных затрат является разработка так называемого "паспорта безопасности" объекта. Составляется он в рабочее время силами инженерно-технического состава предприятия. "Паспорт безопасности" предназначен для прогнозирования и оценки степени поражения объекта от воздействия землетрясения, техногенных аварий и катастроф, террористических актов в виде взрыва, пожара и выброса отравляющих и радиоактивных веществ.
Такой "паспорт" является нормативным документом по обеспечению безопасности предприятия и так называемым методом "трех что", прогнозирует последствия, которые могут произойти на предприятии при совершении террористического акта. Данная методика уже сегодня нашла свое практическое применение.
Если бы в школе Беслана, на "Норд-Осте" в Москве, порту Ашдода и других были бы разработаны "паспорта безопасности", то терактов можно было бы избежать. Благодаря проводимым согласно требованиям "паспортов безопасности" организационным и инженерно-техническим мероприятиям, благодаря планам городов, предусматривающим инженерную защиту, обеспечение подвижными медицинскими пунктами на всех предприятиях и организациях общественного назначения, подготовленный персонал и другие мероприятия, - такой паники, хаоса и неопределенности в принятии решений и выполнении задач не случилось бы.
Преимуществом оргструктуры борьбы с терроризмом (и другими чрезвычайными ситуациями) является, во-первых, создание реальных условий для повышения эффективности профилактических мероприятий по подготовке и защите населения от терроризма. При этом часть усилий перекладывается с плеч силовых структур на инженерно-технических работников предприятий городов и административных органов регионов. Второе преимущество состоит в возможности без особых затрат подготовить предприятия, население и экономику городов и регионов к защите от терроризма. Кроме того, в структуре преобразования регионального органа безопасности заложена возможность значительного сокращения времени на организацию, планирование, координацию и управление структурами - участниками борьбы с промышленным терроризмом.
Серия терактов, потрясшая в последнее время буквально всю Россию, доказала уязвимость предприятий и организаций, дала яркое свидетельство необходимости срочного принятия радикальных мер по их защите.
Таким образом, в рамках деятельности по профилактике терроризма используются политические, социально-экономические, информационно-пропагандистские, образовательные методы, а также методы физической, технической защиты и правовой превенции, имеющие приоритетное значение для снижения уровня и масштаба террористических угроз. Они призваны оказывать целенаправленное воздействие на экономические, политические, социальные, национальные и конфессиональные процессы, которые могут порождать масштабные общественные конфликты и, как следствие, террористические проявления; ограждать от террористических устремлений граждан; предупреждать формирование террористических намерений; затруднять действия субъектов террористической деятельности. Исходя из характера объекта профилактического воздействия, используются различные формы общей и адресной профилактики, с учетом его демографических, этно-конфессиональных, индивидуально-психологических и иных особенностей.
Методы совместного взаимодействия, коммуникации и координации общественных объединений, органов власти, средств массовой информации в деятельности по противодействию идеологии терроризма занимают одну из ведущих позиций в современной борьбе с международным террором.