- 09.02.2011Четыре мощных взрыва прогремели в Пакистане
- 09.02.2011Разговор о терроре в закрытом режиме
- 09.02.2011Задержаны четверо сообщников террориста из "Домодедово"
- 08.02.2011Росавиация разъяснила правила предъявления документов в аэропортах
- 08.02.2011Медведев: Россия будет союзником стран, которые противостоят террору
- 08.02.2011Глава ФСБ представил Д.Медведеву список ответственных за теракт в Домодедово
- 08.02.2011Группа террористов нейтрализована в Башкирии
- 08.02.2011В Рунете появились "кибердружины", следящие за контентом
Роль научного обеспечения в противодействии молодежному экстремизму и терроризму
26.11.2010
Сериков А.В.
г. Ростов-на-Дону
Молодежный экстремизм как приверженность крайним взглядам и действиям в современных российских условиях стал повседневной реальностью нашего существования. Проблема борьбы с молодежным экстремизмом становится общегосударственной сложной и многоаспектной задачей. Нельзя игнорировать комплексный характер этой проблемы.
Основными источниками молодежного экстремизма в России являются, прежде всего, социально-политические факторы: кризис социально-политической и экономической системы; социокультурный дефицит и криминализация массовый культуры; распространение социальных проявлений «ухода от жизни»; отсутствие альтернативных форм проведения досуга; кризис школьного и семейного воспитания. Все это позволяет утверждать, что основной круг проблем, с которыми приходится иметь дело молодежи в России, лежит в сфере конфликтных отношений, прежде всего в семье и в отношениях со сверстниками [1].
В целом для всех молодежных групп свойственно тревожное социально-психологическое состояние, превалируют чувства опасности и безразличия к происходящим среди молодежи криминогенным процессам. Согласно теории Мертона, доминирующими реакциями на воздействие аномии являются: конфоризм, инновация, ритуализм и мятеж. При этом предполагается, что конформизм, выступая в качестве единственного вида не девиантного поведения, не абсолютно противоположен девиации - между ними не существует непреодолимого барьера, и индивиды довольно свободно могут мигрировать из одной формы социальной адаптации в другую. Государство, предоставив свободу экономического и иного поведения, пока оказалось не в состоянии выработать и применить на практике действующего эффективную систему политических и правовых институтов, которые были бы способны сдерживать деятельность граждан в рамках закона, породив криминальные отношения в экономике, оказав негативное влияние на преступность. Таким образом, налицо явные признаки того, что общество криминализируется, а значит – культурно деградирует. Одна часть молодежи «погружается» в мир криминальных отношений, а другая пытается изолироваться от этого мира.
В целом для всех молодежных групп свойственно тревожное социально-психологическое состояние, превалируют чувства опасности и безразличия к происходящим среди молодежи экстремистским процессам. Происходящая в стране резкая дифференциация материального положения семей обусловливает криминальный настрой. Этот настрой должен быть нейтрализован обеспечением реальной возможности честным путем достичь благосостояния или иных успехов для себя и своих близких.
Молодежный экстремизм как приверженность крайним взглядам и действиям в современных российских условиях стал повседневной реальностью нашего существования, превратился в тормоз демократического развития общества и угрозу безопасности страны. В этой ситуации проблема борьбы с экстремизмом становится общегосударственной сложной задачей, которая требует решения на междисциплинарном, мультипарадигмальном уровне, включающем в себя социальный, философский, политологический, правовой и иные аспекты.
На молодежный экстремизм можно воздействовать. Можно выявить кризисные группы, носителей экстремистского потенциала, вычленить их характеристики. И даже привязать их к конкретным типам личности (что важно для конкретной работы). Можно, прямо или косвенно воздействуя на среду обитания людей, снижать уровень экстремизма. Можно также на основе расчетов прогнозировать не только вспышки, но и специфику их проявлений.
По мнению профессора Козлова А.А., большую роль в этом может и должна играть система образования, не просто сообщающая ученику знания, но в определенном моральном контексте. Кроме того, система образования несет в себе пока не неиспользованный потенциал социального контроля и в определенной мере санкций. Причем в самые решающие для развития личности возрастные периоды. Ведь, помимо прочего, экстремист – в сущности, нравственный недоросль, моральный троечник. А социальные основы экстремистского потенциала закладываются в раннем детстве и во многом оформляются в юности. Вот почему еще раз приходится говорить о необходимости возвращения к всеобщему, обязательному и бесплатному полному среднему образованию. А само образование провозгласить и законодательно оформить категорией гражданского долга [2].
Универсальных методов борьбы с таких многоплановым и сложным явлением, как молодежный экстремизм, не существует. Профилактика каждого вида экстремистских проявлений требует особого подхода. Он складывается из комплекса мер, которые лишь в совокупности могут дать желаемый результат. Эффективность этих мер определяется реальной государственной молодежной политикой, доходящей до каждого молодого человека, способствующей его самореализации и повышению жизненного уровня. Немаловажным условием для повышения эффективности принимаемых мер является соблюдение в стране социальной справедливости и формирования институтов гражданского общества [3].
Очевидно, что профилактика молодежного экстремизма требует системного и научного обеспечения. К сожалению, несмотря на обилие научных публикаций и диссертаций по проблемам экстремизма и терроризма, на Юге России не проводится всесторонний мониторинг молодежного экстремизма, терроризма, других форм растущей агрессивности молодежи в бытовой, политической и иных сферах публичной жизни. В большинстве публикаций речь идет о молодежной возрастной когорте вообще или профессиональной группах (студенты, безработные и т.д.). Выявлять социальный, социально-психологический портрет «среднего» экстремиста необходимо, но недостаточно для эффективной профилактики социальных девиаций.
Давно назрел детализированный анализ состава экстремистских групп и сочувствующего окружения: выявления возрастных когорт в диапазоне от 15 до 30 лет, этническая, конфессиональная идентификация, политические взгляды, уровень образования и его характер, семейное положение, уровень и происхождение доходов, побудительные мотивы, психотип, механизм вовлечения в организованный или стихийный экстремизм и т.д. Только детализированная типология экстремизма и терроризма на Северном Кавказе, которые, на наш взгляд, нельзя сводить к этноконфессиональному, позволит разработать дифференцированный подход к каждой из групп экстремистски настроенной молодежи, выявить группы риска и осуществлять соответствующие технологии по профилактике данных взглядов или подавления профессиональных террористов и банд подполья. Без определения целевой аудитории гуманитарные технологии профилактики экстремизма будут малоэффективными, если не безрезультатными, а полицейские методы, не носящие точечного характера, провоцировать новые группы молодежи на насильственные ответные акции, превращая умеренных радикалов в экстремистов и террористов.
Научное обеспечение могут осуществлять существующие в субъектах РФ на Юге России центры и лаборатории в ВУЗах и НИИ: независимые научные организации при условии согласования подходов, координации деятельности, открытия допуска к судебно-следственным материалам. Заказчиком такого рода исследований и мониторинга должны быть органы федеральной и региональной власти, а часть программы исследований – носить закрытый характер.
В плане социально-педагогической работы важно своевременное выявление семей, находящихся в социально опасном положении, оказание им соответствующей социально-правовой помощи, включая материальную помощь, помощь в трудоустройстве родителей и подростков, улучшении жилищных условий, медицинском обслуживании, обеспечения детей бесплатными дошкольными учреждениями, бесплатными школьными учреждениями, бесплатным школьным питанием, а в случае необходимости временное помещение детей в школы-интернаты, санаторно-лесные школы и т.д. и как крайняя мера – лишение родительских прав. При этом чрезвычайно важно, чтобы система социально-правовой помощи и охраны срабатывала своевременно и охватывала все нуждающиеся в такой помощи семьи, имеющие детей с новорожденного возраста и до совершеннолетия.
Экстремистское поведение молодежи как вид социальной активности, связанной с нарушением норм уголовно-правового характера, следует анализировать с использованием методологического инструментария теорий социальной девиации, выявляя особые характеристики субъекта, обусловленные возрастными психосоциальными особенностями, спецификой социально-экономического и общественно-политического статуса, динамизмом эмоциональной сферы и тем, что духовный мир, а, следовательно, ценностные структуры сознания находятся в состоянии становления (социализации).
Направлений профилактики экстремизма может быть два: первое – воздействие на личность, второе – воздействие на среду формирования и воспитания личности. В первом случае речь идет о значительном наборе вопросов, связанных с проблематикой и формирования и развития личности, начиная с раннего возраста. Психологам и педагогам хорошо известны следствия неблагоприятного воздействия на детей и значение такого воздействия на формирование агрессивной личности. Говоря о второй составляющей – о воздействии на среду формирования и обитания людей, и особенно молодежи, следует отметить пока полную неспособность государства и общества активно конструировать позитивные среды развития и обеспечивать их должное сопровождение. Не менее важной является работа по подготовке кадров, участвующих в работе по борьбе с экстремизмом и в профилактической деятельности.
В заключение следовало бы особенно подчеркнуть важность тесного взаимодействия на научно обоснованной платформе всех государственных и общественных структур, политических партий, средств массовой информации в работе, направленной на профилактику преступлений и устранение иных угроз безопасности личности, общества и государства, воспроизводимых политическим экстремизмом.
Литература
1. Добаев И.П., Сериков А.В., Соколов А.В., Черноус В.В. Экстремизм и межэтнические отношения в молодежной среде России. Ростов-на-Дону, 2009. С. 84.
2. Козлов А.А. Об определении экстремизма // Экстремизм в среде петербуржской молодежи: анализ и вопросы профилактики. СПб., 2003. С. 27.
3. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. М., 2009. С. 213.